Обучение в обычной школе

Обучение в обычной школе

У моего ребёнка ДЦП, спстическая диплегия.Он умственно очень хорошо развит, могу сказать без ложной скромности, что в классе он умнее всех детей, это объективно.Ему нравитсяч математика и не раз он был участником и победителем матем. олимпиад, по профильн Общие вопросы которые могут быть интересны для обсуждения родителям детей инвалидов Общие вопросы

 
Помогите разобраться.
У нас со слухом всё нормально. Было хуже наверно, если бы не ....
jaded
То ли эпи, то ли аутизм... длинно
miha а, я то фенибут как раз пью. Первую неделю ниче ....
Лимонка
Гипоплазия и аплазия конечностей
Какие вы красивые и счастливые, Риналь красавец мужчинка!!!! ....
МамаВити
как мы лечимся от аутизма
Adam пишет:[q]Генетики открыли новую форму аутизма и нашли ключ к ....
jaded
В ожидании чуда...
Мы потихоньку растем Научились отвечать "Да". В основном н ....
Mia
Стаж диабета 2 года
Добрый день. У моего мальчика диабет возник 2 года назад, ко ....
tgn
Тема для разговоров ни о чём
nik1OPP, не думаю, что петиция произведет на кого-то ....
Ершистик
Эпилепсия
Всем привет, у нас ребенок болеет эпилепсией ну в связи с эт ....
nik1OPP
Москва. Сурдопедагоги и сурдологические центры
Центр диагностики и консультации «Благо» У наших спе ....
blago
Симброхидактилия, срощение 2-5 пальчиков.
Здравствуйте! У моей доченьки симброхидактилия. Срощение 2-5 п ....
Lyubov*
Проблемы с кровью.
Natadk, добро пожаловать на наш форум! По пов ....
Ижевод
С Днём Матери!
ИжеводСпасибо! ....
витанаканда
История Артема Репина (спастический тетрапорез, ЧАЗН)
АленаиАртемка сил вам и энергии. Ваш малышок боец, пу ....
БеллаДонна
Продам уникальную коляску
Привезённая из США, новая! Для особенных детей и подростков. ....
Chepik
Вакцинация против гриппа, ваше мнение?
Народ, кто-нибудь в курсе, есть взаимосвязь между тем, как ч ....
altim версия 2
Эктродактилия
Vselennaya пишет:[q]Подобные операции проводят в Центре антропомет ....
Ogyre4naya
Инклюзия с аутизмом в обычной школе
Мальта, что я точно знаю про 5 вид - это то, что все ....
Ершистик
Муж ушёл
altim версия 2, известное дело - одинокой в компании с ....
tanusik
Про Светлану с Сашенькой
отдыхайте!!! ....
Ершистик
А мы смогли!
Да, а в 5 классе количество достигло 39(!!!) учеников ....
tanusik
Перейти на сайт медицинского центра Московия
Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Перейти на сайт Медицинского центра CORTEX
 
 

Пожертвовать на содержание форума

 
Пожертвовать на содержание форума
Форум ребёнок-инвалид »   Общие вопросы »   Обучение в обычной школе
RSS

Обучение в обычной школе

У моего ребёнка ДЦП, спстическая диплегия.Он умственно очень хорошо развит, могу сказать без ложной скромности, что в классе он умнее всех детей, это объективно.Ему нравитсяч математика и не раз он был участником и победителем матем. олимпиад, по профильн

<<Назад  Вперед>>Печать
 
belaja
Новичок

Откуда: Украина,Харьков
Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
3 дек. 2011
У нас дом. обучение, но всю начальную школу мы проходили в класс. Ребёнок адаптировался, у него есть друзья, он общается с удовольствием. Это всё благодаря нашей первой учительнице. Я сидела сним в классе, т.к. в туалет он сам не мог выходить. Но это никому не мешало. А теперь мы перешли в старшую школу и с клаасным руководителем у нас не сложилось отношений, молодая, а уже научилась врать и принемать взятки, за тот чтобы продвигать только одного ребёнка, а остальные? я понятно ей мешаю, ведь она ещё инекомпетентна, не умеет преподать детям материал, так ещё и с ошибками. Она пожаловалась директору(ПОнятно, что у них какие-то осбые отношения) А та сказала, что я мешаю учебному процессу иДолжна сидеть где-нибудь в другом месте. А если она станет в позу, то может перевести нас в другую школу, т.к. мы не из их микрарайона, хотя эта школа к нам ближе всего. Спекулирует, ведь понимает, Что ребёнку будет сложнее адаптироваться в новом коллективе. Имеет ли она на это право?
belaja
Новичок

Откуда: Украина,Харьков
Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
3 дек. 2011
Все учителя не против, а только за, но встречаются такие черствые люди, которым нужны только деньги и больше ничего их не волнует. Я ведь не хочу конфликта, просто хочу быть рядом с ребёнком, и помогать ему, пока он во мне нуждается. А то ведь все пишут об инклюзивном обучении, а на деле мы не кому не нужны, а я знаю точно, чтонаши дети должны учиться со всеми обычными детьми.
belaja
Новичок

Откуда: Украина,Харьков
Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
3 дек. 2011
Почему тогда никто не отвечают или эта тема совсем неактуальна?
Anna**
Долгожитель форума

Откуда: Череповец
Всего сообщений: 1208
Рейтинг пользователя: 145



Дата регистрации на форуме:
11 авг. 2011
belaja! Ну наверно сегодня не так много мам на форуме, выходной все таки!!! И есть похожая тема, Обучение детей!
Посмотрите в колонке с левой стороны ПОСЛЕДНИЕ там ниже есть эта тема!
Что касается нас, мы еще очень маленькие! Ходим в реаб. центр на занятия, да и в нормальную школу не попадем никогда, по умственному развитию..... :sorry:
Павла
Новичок

Откуда: Россия,Кузбасс
Всего сообщений: 21
Рейтинг пользователя: 2



Дата регистрации на форуме:
5 мар. 2010
belaj, тема актуальна и у меня подруга вынуждены были школу сменить, благо в районе их несколько. Я же пока с такой проблемой не сталкивалась, но и никогда такую вероятность не отрицала, мало ли кому мы не понравимся. Я как-то проще к этому отношусь, будем привыкать к другим людям, это как новое приключение. И ДА наши дети ДОЛЖНЫ учится среди обычных детей, это прежде всего нужно ИМ, а не нашим детям.
Надеюсь, что в школе у вас всё наладится и вы будете учиться там где хотите. Удачи!
Strelishka
Долгожитель форума

Откуда: Магнитогорск
Всего сообщений: 321
Рейтинг пользователя: 83



Дата регистрации на форуме:
17 авг. 2011
перевести вас в другую школу не могут, это только с вашего согласия. Конкретные статьи закона надо поискать
Strelishka
Долгожитель форума

Откуда: Магнитогорск
Всего сообщений: 321
Рейтинг пользователя: 83



Дата регистрации на форуме:
17 авг. 2011
ВОТ что я нашла:Любой ребенок, даже с очень серьезным диагнозом, в том числе с тяжелыми генетическими и неврологическими нарушениями, в общем, способен обучаться тем или иным действиям и навыкам, пониманию или запоминанию в той или иной степени некоторого процесса. Поэтому важная задача родителей, педагогов и государства заключается в предоставлении условий и программ для процесса обучения, реабилитации и социализации, по возможности адаптированной к каждому ребенку.

Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Вместе с тем, родители не вправе представлять интересы своих, детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Одно из основных прав любого ребенка – это право на образование. Данное право не может быть ограничено ни органами образования, ни органами здравоохранения, ни какой-либо иной государственной или муниципальной структурой. Второе право ребенка – это право на бесплатное образование. Оно гарантируется государством.

Права детей-инвалидов:

Для обучения ребенка-инвалида необходимы специальные подходы:

- особый подход в учебном процессе;

- специальные образовательные программы;

- создание надлежащих условий организационно-технического характера.

Дети-инвалиды имеют право:

- первоочередного зачисления, при предоставлении необходимых документов;
- быть зачисленными в школу по месту жительства, либо в школу, рекомендованную медико-педагогической комиссией, если нет медицинских противопоказаний;

- на отчисление ребенка из школы в том случае, если по состоянию здоровья он не способен усваивать образовательную программу, за грубые дисциплинарные нарушения, мешающие учебному процессу или затрагивающие честь и достоинство учеников и сотрудников образовательного учреждения. В процессе отчисления обязательно принимает участие Комиссия по делам несовершеннолетних и органы местного самоуправления, они же и обязаны подобрать другое образовательное учреждение ребенку;
- на обеспечение учебного процесс на дому, если по состоянию здоровья ребенок не может посещать учебное заведение;

- сдавать единый государственный экзамен в необязательном порядке. Если медико-педагогическая комиссия не рекомендовала по состоянию здоровья сдачу ЕГЭ, ребенок-инвалид может не сдавать его. В этом случае выдается справка об окончании школы или аттестат;
- при сдаче ЕГЭ рассчитывать на особые условия сдачи в соответствии с тяжестью заболевания. Им выделяется дополнительное время, предоставляются возможности для принятия лекарств, они могут пользоваться услугами сурдопереводчика, и так далее.

Законодательное регулирование

Статья. 43 Конституции РФ закрепила право каждого на образование. Помимо сказанного это право реализуется в соответствии с Закон РФ “Об образовании” (далее – Закон). Закон гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья. (ст. 5 Закона). Государство создает детям с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Органы государственной власти, осуществляющие воспитание и образование ребенка-инвалида

ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” возлагает следующие обязанности на:

а) образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта – обеспечить непрерывность воспитания и образования детей-инвалидов;

б) образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения – обеспечить дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов;

в) органы управления образования и образовательные учреждения – обеспечить обучение детей-инвалидов по полной образовательной или индивидуальной программе на дому.

Права родителей ребенка-инвалида

Родители ребенка-инвалида имеют право:

1) Выбор формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Но только до получения ребенком основного общего образования.

2) Дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

3) На дачу согласия для приема детей в образовательное учреждение. При этом образовательное учреждение обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте, т.е. до достиже­ния ими возраста шести лет шести месяцев.

4) На возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

5) Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

6) На дачу согласия для проведения начальной профессиональной подготовки проводимой образовательными учреждениями. Согласие обучающегося обязательно.

7) На дачу согласия, если обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам:

- оставлять на повторное обучение,

- переводить в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения;

- продолжают обучение в форме семейного образования.

Обучающиеся имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей.

8) Давать согласие на прекращение образования в общеобразовательном учреждении до получения им основного общего образования, если ребенок достиг возраста пятнадцати лет.

9) На получение денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования, если воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка происходит в семье.

10). На дачу согласия для привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой.

11) На дачу согласия для перевода обучающего в другое учебное заведение. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учрежде­ния начального профессионального образования.

Обязанности родителей

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны:

1) Обеспечить получение детьми основного общего образования.

2) Выполнять устав образовательного учреждения.

3) Нести ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Родители должны устремиться к воспитанию положительных черт характера у детей

Особенности обучения

Родители ребенка-инвалида вправе выбрать форму обучения ребенка-инвалида, так как заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит рекомендательный характер. В случае неправомерного отказа в приеме в дошкольное или школьное учреждение ребенка-инвалида или его отчисления, родителям нужно обратиться с письменным заявлением в районный орган управления образованием. Если же там не смогли Вам помочь, обращайтесь в суд.
Рязаночка
Почетный участник

Откуда: Рязань
Всего сообщений: 96
Рейтинг пользователя: 21



Дата регистрации на форуме:
7 авг. 2011
Вас не могут перевести в другую школу, родитель выбирает учебное заведение и процесс обучения, вам могут только рекомендовать что-то. Если очень пристают с переходом в другую школу пусть пишут писменно по какой причине, а там вам прямая дорога в мин образование, но скорей всего они вам ничего не напишут, будут давить на вас и попросия уйти потихому, у нас так было, хорошо что у нас в городе открылась школа дистанционного обучения и мы ушли туда, если бы эта школа не открылась, фик бы мы куда ушли, ничего они бы нам не сделали, только бы нервы трепали потихоньку. Так что держитесь и один выход налаживать отношение с классным руководителем.
tktyf65
Новичок

Откуда: Пензенская обл
Всего сообщений: 11
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
1 нояб. 2011
belaja Проблема наверное всётаки в том что не каждый учитель способен проводить урок в присутствии постороннего человека в классе. Для этого нужно быть профессионалом. Ведь каждый урок превращается практически в экзамен для учителя. Учителя тоже люди со своими слабостями. Я не знаю как у вас у нас учителя не получают даже среднею по стране зарплату. У меня тоже дочка инвалид, посещает общеобразовательную школу учится в четвёртом классе. Я работаю в группе дошкольного образования при школе. Получается что я в школе постоянно нахожусь и как родитель и как работник и я категорически не согласна с тем мнением которое сложилось на этом сайте об учителях и воспитателях в детских садах. Получается что все плохие кроме нас и наших особенных детей. А ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ? Правда в том что наши детки особенные и с ними трудно. И не всегда они воспитанные и очень часто мешают проводить уроки отвлекают весь класс Педагогам просто необходима наша помощь а не постоянные претензии и придирки тем более угрозы.
аут-мама
Самый активный участник голосования


Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5209
Рейтинг пользователя: 270



Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010
belaja не знаю, как в Украине, но в России можно попросить МСЭ или ПМПК (если проходили) написать "обучение в классе с сопровождением", или "необхоодимо сопровождение". А насколько именно в классе у вас есть необходимость сидеть? Если нужна помощь типа на переменке в туалет помочь сходить, в столовую, или могут быть, к примеру, приступы - можно ведь и не в классе сидеть, просто в школе.


tktyf65 пишет:
[q]

я категорически не согласна с тем мнением которое сложилось на этом сайте об учителях и воспитателях в детских садах. Получается что все плохие кроме нас и наших особенных детей. А ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ? Правда в том что наши детки особенные и с ними трудно. И не всегда они воспитанные и очень часто мешают проводить уроки отвлекают весь класс Педагогам просто необходима наша помощь а не постоянные претензии и придирки тем более угрозы.
[/q]


Извините, но где это вы прочитали на форуме столь однозначное наше мнение про то, что "учителя и воспитатели д/садов" плохие?!
Вот конкретно в своей теме по сыну извините - пишу про равнодушие и пофигизм, имевший место в обычном саду, и совершенно другое отношение (не только к моему - оно ко всем было такое!) - в другом саду, в лог. группе. И об учительнице его в кор. школе пишу - где я ее ругаю и требую чего-то несусветного? И почти весь 1класс я просидела в школе у сына (работая, кстати) - и на уроках в классе, и в коридоре.
http://invamama.ru/story/244/
Правильно, когда ребенка у Вики Vikasв кор. садике просто тихо выживают - все кто в это попадал, возмущаются.

Вы бы, прежде чем такие вещи писать, еще бы форум почитали, кроме данной темы. Может немного мнение о мамах и поменялось бы...
сима
Долгожитель форума

Откуда: хмао
Всего сообщений: 3793
Рейтинг пользователя: 233



Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2009
tktyf65, уж кто-кто, а наши мамки, при нормальном отношении, как раз первые помошники! Даже при явно выраженном негативном отношении к ребёнку, до крайних методов (жалобы в департамент) не доходят. Я сама воспитатель со стажем свыше 20 лет, и мне очень неприятно и больно, когда о нашей профессии негативно высказываются. Неоднократно советовала мамам, как лучше поступить, что сказать, но если в случае с Викой идёт явная травля и выдавливание мальчишки всеми способами, что можно сказать о ТАКИХ педагогах. А помогать в первую очередь нужно детям, искать подход, а не смеяться над особенностями поведения. Что делать маме, которая кроме чёрного негатива за столько времени в адрес сына ничего не слыхала???
А в данной ситуации что делать? Что важнее учительница с её неумением и неуверенностью в своих знаниях и возможностях или ребёнок, который без мамы не может физически обойтись???
tktyf65
Новичок

Откуда: Пензенская обл
Всего сообщений: 11
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
1 нояб. 2011
Я согласна возможно я не всё прочитала что написано в форумах. Я с радостью верю вам
аут-мама что есть хорошие отзывы. Да я тоже знаю учителей равнодушных к детям. И всё таки хороших учителей больше, просто порой мамы первоначально противопоставляют себя учителя.
Павла
Новичок

Откуда: Россия,Кузбасс
Всего сообщений: 21
Рейтинг пользователя: 2



Дата регистрации на форуме:
5 мар. 2010
С мнением об учителях на сайте я не знакома(бываю здесь редко), но моё мнение такого-никто кроме нас не знает своего ребёнка лучше, чем мы сами. Иногда учитель, если он для вас человек новый, просто не знает с какой стороны подойти к ребёнку. Когда сын внимательно слушает, а когда витает в облаках и его достачно только окликнуть, а учитель этого и не заметит. Иногда мне достаточно перефразировать вопрос или объяснить значение не знакомого слова и ребёнок ответит на вопрос учителя. Не знаю, мы работаем в тесной связке с нашим учителем. И мне кажется при обучении таких детей учителя должны быть сами заинтересованы в помощи родителей. Либо же они не заинтересованы в результате обучения ребёнка? Другого объяснения я не нахожу, почему педагог против присутствия мамы в классе.
Vikas
Долгожитель форума

Откуда: Калужская область
Всего сообщений: 1880
Рейтинг пользователя: 219



Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2011
tktyf65, да, очевидно, вы читали далеко не все мои посты. Я вообще не отличаюсь нетерпимостью к какой-либо определенной группе людей, будь то воспитатели, педагоги, евреи или буддисты.))) Тем паче, что я сама - педагог с 11-летним стажем, работа мне эта всегда нравилась, да и дети тоже. Мой Илюха посещал сад с 1,5 лет, тот садик, в который мы ходим - уже третий. Обычный сад, в который мы были записаны, восторгов у меня не вызывал, воспитатели были разные: и равнодушные, и неплохие. Но претензий у меня к ним не возникало хотя бы потому, что относились они к моему ребенку достаточно доброжелательно, ко мне тоже, а что не работали активно с дитем, так при наполняемости в 32 человека в группе это нереально. Помогала я воспитателям все время, на все просьбы отзывалась. В реабилитационном центре для детей-инвалидов мы были полгода, там воспитатели и специалисты - выше похвал, я благодарна им безмерно. Работали мы с ними в тесном контакте, общаемся до сих пор, если я что могла сделать для центра, то делала и буду делать и теперь, когда мы ушли оттуда. Поэтому для меня и явилось полной неожиданностью достаточно агрессивное восприятие моего детя в коррекционной группе по зрению, в которую мы перешли с сентября. Я объективно оцениваю ребенка, и не могу сказать, что он особо проблемный. Гиперактивности нет, к истерикам не склонен, себя обслуживает. Не умеет работать в группе, это да, речь еще фиговатая - тоже согласна. Но мне как-то кажется, что все это - преодолимые проблемы, особенно в группе, куда набрали всего 10 человек. И помощь я свою и специалистов воспитателям предлагала, и делаю, несмотря на всю эту ситуацию, все, о чем меня просят, для группы. Но чувствовать любовь к людям, которые относятся к моему ребенку, как к дебилу, извините, не могу. Если у меня, здоровой в принципе бабы, через три месяца нашего воспитания в этом саду стало сердце прихватывать, потому что каждый день мне с улыбкой рассказывают, что моего сына нужно отдать в сад для детей с достаточно тяжелыми паталогиями... Думаю, любая мать, встав на мое место, меня поняла бы. Кстати, и до рождения Илюхи люди, которые пришли в педагогику, не любя детей и свою работу, вызывали у меня только негативные эмоции.
Lubava
Долгожитель форума

Откуда: Самара
Всего сообщений: 868
Рейтинг пользователя: 147



Дата регистрации на форуме:
8 мая 2011
belaja, ничего вам менять не нужно, единственное, что можно сделать, это не присутствовать на уроке "классной", а остальные уроки посещать как обычно. Как вы пишете, она молодая, не компетентная, она увидела, что вы это поняли, ее это напрягает, конечно ей не нравится ваше присутствие, у меня сын тоже сейчас в 5 классе, у нас молодая учительница по русскому языку и литературе, тоже совершенно не опытная, меня раздражает как сумбурно она преподает, ребенок ее не понимает, я тоже, сразу результат ухудшился, хотя мы еще занимаемся с репетитором, шли по нарастающей, а сейчас провал. Такая ситуация, что девочку обижать не хочется, а результат страдает, поговорила с ней осторожно, вежливо, стараясь не снизить ее самооценку, теперь вот жду, если девочка не глупая, постепенно наберется опыта, сама все поймет, а если не получится, в следующем году будем решать, что делать.
Vikas
Долгожитель форума

Откуда: Калужская область
Всего сообщений: 1880
Рейтинг пользователя: 219



Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2011
Lubava, совершенно с тобой согласна! Тц, наверное, самый хороший выход из ситуации предложила. :thumbup:
laska-74
Долгожитель форума

Откуда: алтайский край
Всего сообщений: 2961
Рейтинг пользователя: 213



Дата регистрации на форуме:
20 апр. 2010
Реформа образования принесла в школу дето-день и портфолио

У реформы системы образования, которая идет сейчас в нашей стране, как у медали, две стороны.

Одна сторона — это вид сверху, с позиции министерства и региональных департаментов образования. Другая сторона — вид снизу, с позиции преподавателей, детей и родителей.

Две эти стороны сильно отличаются друг от друга. То, что видят чиновники, не видят преподаватели. А то, что видят преподаватели, не видят чиновники.
Чем объясняется такое расхождение? “МК” попытался разобраться в этом, взглянув на реформу снизу — глазами тех, кто ощущает реформу на собственной шкуре.
Главный вектор реформы задан грядущим сокращением бюджетных расходов на образование. Если в этом году на него выделяется 4% ВВП, то в 2014-м — уже только 3,6%.

Это сокращение будет компенсироваться увеличением количества платных занятий, предоставляемых учебными учреждениями. В школе дети будут получать бесплатные уроки (не меньше 36 часов в неделю) и платные (это уже сверх 36 часов).

Все дополнительное образование — кружки, секции, изостудии, музыкальные школы, детские лагеря и дворцы творчества — постепенно тоже станет платным.

С 1 января этого года вступил в силу закон о бюджетных учреждениях, позволяющий им зарабатывать и самостоятельно распоряжаться доходами. Учебные учреждения под него подпадают. Поскольку бюджетное финансирование у них будет снижаться, они вынуждены будут зарабатывать сами, взимая плату за занятия с родителей.

Это конечный пункт реформы. Сейчас к этому пункту делаются первые шаги.

В некоторых регионах реформа системы образования в виде экспериментальных проектов идет с 2007 года. Москва запоздала, поскольку нововведениям сопротивлялся бывший мэр Лужков. Так что до нас волна докатилась только теперь.

В этой статье мы исследуем лишь ту часть реформы, которая касается образовательных учреждений для детей школьного возраста.

Начнем с дополнительного образования, поскольку суть превращений, через которые оно проходит, проста, как пятак.

Грязные методы оптимизации

Под Москвой в Истринском районе есть детский лагерь «Команда». Это лагерь для ребят, активно проявляющих себя в разных сферах — по большей части в общественной работе. Дети получают туда путевки по рекомендации школы, а их отдых оплачивает Департамент образования Москвы.

«Команда» — последний бесплатный детский лагерь столицы. Но и ему скоро придет конец. Директор лагеря Вячеслав Глинчиков уверен, что Департамент образования правительства Москвы взял курс на ликвидацию «Команды». С этой целью на лагерь насылаются разнообразные проверки, а в конце лета произошла и вовсе дикая история. Комиссия Управления госконтроля и надзора в сфере образования приехала проверять лагерь ночью — да еще и оперов с собой прихватила. Люди с корочками ФСБ ходили по спальням, считали детей, светили в лица фонариками. Потом стали вызывать вожатых, допрашивали их, как преступников, записывали показания на диктофон.

Искали таким путем педофилов, если вы еще не поняли. Никого, конечно, не нашли.

Глинчиков после ночного налета обратился в прокуратуру Истры. Выяснилось, что вопреки закону проверка не была согласована с прокуратурой, то есть Департамент образования действовал противоправными методами. Тем не менее Глинчикову предложили уйти, пригрозив уголовным преследованием. Он отказался. Никаких серьезных недостатков ни одна проверка в лагере не выявила. Почему он должен увольняться?

Надо сказать, что «Команда» — это не совсем обычный лагерь. У него есть идея. Смысл ее в том, чтоб, работая с детьми, развивать их гражданское сознание, обучать принципам демократического мышления и поведения. В нем закладываются основы той политической и нравственной культуры, без которой невозможны никакие инновационные прорывы.

Работает «Команда» круглый год, дети туда ездят и на выходные, и на каникулы. Весь преподавательский состав — энтузиасты своего дела. Поскольку путевки распределяет сам департамент, ни в каких злоупотреблениях руководство «Команды» заподозрить невозможно. Ему просто нечем злоупотреблять. Оно даже на ремонт денег не получает — все строительные организации выбирает и оплачивает сам департамент.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, которому я рассказала про «Команду», сказал, что знает об этой истории и, на его взгляд, Департамент образования просто хочет от бесплатного лагеря избавиться. Перевести его в такую форму, чтоб он не висел у него на балансе.

Все бесплатное должно быть сведено к минимуму, поэтому оно сокращается и ужимается. Из-за этого конфликтные ситуации вроде той, что сложилась вокруг «Команды», вспыхивают повсеместно. Лишенные прежних возможностей родители возмущаются властью, а педагогическое сообщество чувствует себя незащищенным, поскольку сокращение проводится чисто волюнтаристскими методами — без каких-либо экспертных оценок, расчетов специалистов и узаконенных должным образом приказов.

Сопротивляющихся запугивают, присылают им какие-то дикие проверки, вроде той, что напугала детей в «Команде», обещают навесить на директоров фальсификации о найденных безобразиях — короче, действуют грязными методами.

Тем не менее оптимизация кое-где встречает сопротивление. Весной, например, восстали родители детей, посещающих Дворец детского творчества на Воробьевых горах. Его собирались закрывать, а здание передавать Ирине Винер, супруге олигарха Усманова, под школу художественной гимнастики. Но родители забили в барабаны, и дворец в результате остался пока жить прежней жизнью. Правда, уже без прежнего директора Дмитрия Монахова. Ему все-таки пришлось уйти «по собственному желанию», причины которого родителям так никто и не объяснил.

«С дополнительным образованием у нас катастрофа, — считает Бунимович. — У нас дополнительное — значит, платное. А ведь это только жизнь может определить, что важнее — знания и навыки, которые ребенок получил дополнительно или обязательно».

Слияние и поглощение

С обязательным образованием происходит то же самое, что с дополнительным. Оно оптимизируется с целью сокращения выделяемых на него средств. Но его нельзя, как дополнительное, просто трансформировать из бесплатного в платное, поэтому применяются более изощренные методы.

Прежде всего, сокращается количество школ. Школы, где меньше 500 учеников, сливаются вместе — получается одна.

Одной школе нужно меньше учителей, чем двум, поэтому кому-то приходится уходить. Под увольнение попадают в первую очередь учителя пенсионного возраста. Но вообще все зависит от того, кто стал директором новой, слитой школы. Он, конечно, делает выбор в пользу своих учителей, которые работали с ним в старой школе, а от тех, кто «слился», старается избавиться.

Избавление от неугодных учителей и директоров идет по вышеописанной схеме. Их запугивают, обманывают, выкручивают руки, вынуждая писать заявления по собственному желанию.

Надо сказать, что в Москве процессы слияния-поглощения пока ведутся с определенной осторожностью. Тем не менее специализированные, авторские школы для одаренных детей напряженно ждут сейчас, что с ними будет. Позволят им жить дальше или «сольют» с районной и, соответственно, сократят финансирование до районного уровня?

Балльные танцы

Другая составляющая реформы — переход на новую систему оплаты труда преподавателя (НСОТ). В некоторых регионах этот переход уже завершен, и, как объяснил «МК» член Совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, значительная часть преподавателей там в результате потеряла в зарплате.

Ничего удивительного в этом нет, поскольку никаких нормативов НСОТ не устанавливает. Зарплата преподавателя по этой системе просто складывается из двух частей — основной (70%) и стимулирующей (30%).

Размер основной части определяется неизвестными доселе расчетными единицами — «дето-день» и «ученико-час». В ее состав входят базовая ставка и комплект надбавок. Базовая ставка в Москве, в принципе, у всех должна быть одинаковая — 19 тыс. 350 руб. (такая сумма названа в распространяемой Департаментом образования презентации о НСОТ). В регионах эта сумма куда ниже, кое-где она опускается до 5 тыс. 800 руб. в месяц.

Надбавки к базовой ставке — за проверку тетрадей, работу с учащимися «группы риска» (хроническими двоечниками), классное руководство, работу с использованием ноутбуков, сложность и приоритетность предмета.

«Сложность и приоритетность» вызывает особое недоумение учителей. Они не понимают, почему надбавка за урок математики в первом классе выше, чем в пятом, а за урок русского в восьмом классе — меньше, чем в десятом. «Этому нет никакого научного обоснования, — считает Луховицкий, — поскольку нет никаких объективных критериев качественной оценки труда учителя. Нормы расценок, которые вводятся, определяются чисто волюнтаристски».

К базовым ставкам также устанавливаются коэффициенты за квалификацию педагогов. За вторую категорию — 1, 07, за первую — 1,14, за высшую — 1, 21.

Первую и высшую категории надо подтверждать, проходя переаттестацию. Чтобы ее пройти, учителю нужно иметь портфолио и свой сайт, где он должен вывешивать все-все-все — и свои уроки, и тесты, и оценки учеников, и свои выступления, и участие в профессиональных конкурсах. Все, что он делает, он должен фиксировать в фото-, видео-, аудиоформате и прилежно копить — собирать одно к одному.

«Учить детей некогда, — пожаловалась мне учительница биологии московской школы, которая сейчас собирает портфолио, чтоб подтвердить высшую квалификацию. — Столько вот этой писанины, что больше уже ничего не успеваешь. Хочется прийти на урок, сказать детям: „Читайте учебник“, а самой сидеть собирать портфолио».

Каждое «деяние» учителя, вошедшее в портфолио, оценивается определенным количеством баллов. Для высшей категории нужно набрать пятьсот баллов.

Баллами оцениваются обученность учеников аттестуемого учителя, их участие в олимпиадах, участие самого учителя в конкурсах, выступления на конференциях, опубликованные им статьи, написанные за отчетный период учебники, участие в методической работе, проведение предметных недель, наставничество и т. д. и т. п.

Заработанными баллами определяется и размер стимулирующей части зарплаты учителя.

«Разовое выступление на педсовете оценивается в 1 балл, — объяснила учительница русского языка подмосковной школы. — Многократные выступления — в 2 балла. Чтоб их получить, всем учителям, выходит, обязательно надо выступать на всех педсоветах. Есть что тебе сказать или нечего — неважно. Все равно встань и выступи».
laska-74
Долгожитель форума

Откуда: алтайский край
Всего сообщений: 2961
Рейтинг пользователя: 213



Дата регистрации на форуме:
20 апр. 2010
Кому-то это несложно — выступить ради балла. Но множество учителей — особенно старой закалки — считают унизительным играть в такие игры. «Пошли они к черту, — сказала моя знакомая. — Не буду я, как попка-дурак, нести всякую чушь, только чтоб заработать пятачок. Если мне будет что сказать, я выступлю. А ради баллов — нет».

Такие учителя — золотой резерв для экономии бюджетных средств. Чувство собственного достоинства не позволит им превратиться в роботов, выполняющих заложенную чиновниками программу, поэтому они не смогут ни подтвердить свою высшую категорию, ни заслужить стимулирующую часть зарплаты.

Впрочем, на практике эта стимулирующая часть в большинстве школ выплачивается вовсе не по баллам, а по решению директора. Кому он захочет, тому выплатит побольше. Кто ему не нравится — тот вообще ничего не получит. Вот и получается то, о чем говорит Луховицкий: в результате введения НСОТ большинство учителей теряют в зарплате. Выигрывают только те, кто ближе к директору.

Методисты — народ плечистый

Еще один важный аспект реформы — введение новых стандартов образования.

Новые стандарты старшей школы были представлены общественности весной этого года и вызвали такое негодование, что Министерство образования решило их отозвать и доработать. Напомню, что обязательными по тому стандарту становятся всего четыре предмета — физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», индивидуальный проект. Все остальные предметы объединяются в шесть областей. Из каждой можно выбрать для изучения одну-две дисциплины. Причем «профильно» можно изучать не более четырех предметов. Остальные — так, слегка, на уровне общих понятий.

«Это была „кавалерийская атака“, — считает Луховицкий. — Но она провалилась. Сейчас над проектом новых стандартов идет работа в РАО и Общественной палате, и есть надежда, что получится что-то серьезное».

А по начальной школе стандарты уже введены. В Москве они действуют с этого года. Особой разницы родители пока не заметили, но у учителей нагрузка резко выросла, поскольку им тоже теперь приходится собирать портфолио — причем не только на себя, но и на всех учеников.

Это обязательное требование — у каждого ученика должно быть портфолио (удивительно все же, что у Минобразования не нашлось для такой важной штуки русского слова!).

По русскому языку и литературе в портфолио идут сочинения, аудиозаписи ответов, иллюстрации к прочитанным произведениям. По математике — цифровые диктанты, записи решения познавательных задач, рисунки к упражнениям. По физкультуре в портфолио помещается листок самоконтроля упражнений ученика.

Неизвестно, что это за штука — листок самоконтроля, но содержание портфолио учеников учитывается при аттестации педагогов, поэтому от этих портфолио им никак не отвертеться.

Учителя начальных школ в результате сейчас зашиваются с «портфольной» писаниной и бюрократией. По существу, же те знания, которые они должны дать ученикам младших классов, практически не изменились. Правда, в придачу к традиционным умениям «читать, писать и считать» их еще теперь требуется обучить пользоваться компьютером, диктофоном, видеокамерой, а также посылать сообщения по электронной почте и SMS-ки по телефону.

Я вообще-то с трудом представляю современного семилетнего москвича, который не умеет посылать SMS-ки и пользоваться компьютером. Они с этим рождаются. Их не надо ничему учить. Они сами кого хочешь научат. Да и вообще этому не надо учить. Есть инструкции — прочитай и все поймешь.

Стандарты, по-видимому, составляли пожилые люди, для которых в силу возраста нажимание кнопок в определенном порядке представляет собой проблему и они полагают, что эта проблема — общая.

А еще им кажется, что дети днем обязаны спать, поэтому по новым стандартам все продленки должны иметь спальни (белье и подушки приносят, понятно, родители — им тоже дополнительная нагрузка, чтоб не скучали).

Кроме того, утверждены новые стандарты для самих школьных зданий. Как рассказала мне директор одной из школ, расположенной у метро «Аэропорт», эти здания не должны теперь быть выше трех этажей. В районе между тем больше половины школ размещается в старых пятиэтажных зданиях, и у них теперь проблема. Верхние этажи надо закрывать, а где тогда учиться? Негде. Один выход: опять же сливать две школы в одну.

Самое главное, что по новым стандартам меняется роль учителя. Это подчеркивается во всех документах и выступлениях чиновников, и сам министр Фурсенко говорит об этом же: «Когда я учился — учитель был главный источник знаний. Сегодня роль учителя принципиально иная. Сегодня учитель — это методист, который помогает сориентироваться в потоке знаний». То есть он просто тренирует ребенка искать нужные знания в море информации.

В принципе, такой учитель легко заменяется компьютерной программой, написанной по несложному алгоритму. Она дает задание. Ученик его выполняет, заполняя пробелы цифрами, буквами или крестиками. Программа проверяет правильность и выдает оценку. Если оценка так себе, ученик отсылается на уровень ниже — к более простой программе. Учителю даже следить ни за чем не надо. Знай себе заполняй портфолио листками самоконтроля да выступай на педсовете, вот вся твоя работа.

Уходящая натура

В старших классах русский и литературу у нас вела учительница Тамара Владимировна. Ей было лет 45, она отлично вела свой предмет и, в отличие от других учителей, никогда на нас не орала.

В 10-м классе она перешла в другую школу, но мы без нее скучали и раз в неделю ходили к ней домой — заниматься русским. Кто хотел, тот и ходил. Сначала делали упражнения, а потом пили чай с сушками и просто разговаривали о жизни.

Глядя на нее, многие из нас тоже хотели стать учителями. А она отговаривала. Видимо, она как-то чувствовала, что нам не стоит ориентироваться на нее. Она была уходящей натурой и понимала, что такие учителя в будущем не будут востребованы.

Реформа образования действительно выхолащивает что-то очень важное. Что-то человеческое.

Директора превращаются в бухгалтеров. Учителя — в методистов.

Преданность делу, любовь и стремление помочь человеку стать человеком — в баллы и портфолио.

Понятно, что прежняя, советская система школьного образования безнадежно устарела. Ее необходимо менять и оптимизировать, поскольку в ней было много ненужного, избыточного. И направление, в котором должна идти реформа, только одно: наши школы должны быть похожи на европейские. Министерство образования, в принципе, к этому и стремится. Другой вопрос — как это стремление реализуется на практике. Умно, взвешенно и осторожно? Или тупо, силой и кое-как?

Судя по тому, что реформа системы образования проводится как чисто экономическое мероприятие, второе ближе к истине. Про то, что школа должна учить, а педагоги — воспитывать, реформаторы практически не вспоминают. Школа должна зарабатывать — вот что сейчас главное.

В результате реформы единое образовательное пространство страны рассыпается. Исчезает главный стержень европейских систем — равные возможности для всех детей получить среднее образование. Наши дети их не имеют уже сейчас. В Москве на школьника в год выделяется 120 тыс. руб., в Пскове — 20 тыс. Какое тут равенство? А будет еще хуже, когда то, что сейчас дети еще могут получать бесплатно, перейдет в разряд платного обучения.

Обидно, что все ведь можно сделать по-людски, проведя вожделенную оптимизацию и в то же время сохранив все ценное, что было в прежней, социалистической системе образования. Взять тот же бесплатный лагерь «Команда», где дети обучаются навыкам демократических процедур. Неужели он не нужен Москве? Конечно, нужен. Очень нужен.

Департамент образования не может в новых условиях его оплачивать, но это же не значит, что такой лагерь надо уничтожать. Нет денег у Департамента — пускай «Команду» возьмет на баланс другая госструктура. Или повесьте его финансирование на «Газпром», раз другого варианта нет. «Газпром» ежегодно выделяет десятки миллионов долларов на ФК «Зенит» со всеми его иностранными футболистами. Почему бы ему не профинансировать заодно и своих, российских ребят?

Нет, такая комбинация слишком сложна для наших чиновников. Проще все ликвидировать, разогнать и заставить уволиться директора лагеря. Тем более что люди, которые работают с детьми по призванию и любят свою профессию, сегодня не нужны. Слишком самостоятельные.

Всеволод Луховицкий в этой связи отмечает еще одну важную проблему — массовое представление директоров школ как взяточников и казнокрадов. «Учителя и родители недовольны реформой, и власти пытаются направить это недовольство на директоров — будто они во всем виноваты, воруют деньги».

Жуткий пример — директор московской школы № 1308 Андрей Кудояров, обвиненный в «покушении на взятку», помещенный в СИЗО и умерший там в октябре от сердечного приступа.

Никакой взятки, как говорят родители учеников школы, не было. Они сами создали фонд, в который по желанию вносили деньги. Распоряжались этими деньгами тоже родители: директор писал заявку — что надо купить, а они сами решали, давать на это средства или не давать. Школа при таком подходе за пять лет расцвела, и кто-то из «верхних» чиновников, заметив достижения, потребовал «долю» от фонда. Родители отказались делиться. Директор — понятно, тоже. За это и поплатился.

«Сейчас очередной скандал разгорается на Соловках, — рассказал Луховицкий. — Там прекрасная школа и замечательный директор Ирина Викторовна Совалева. Ее увольняют за то, что школа не смогла открыться первого сентября, поскольку в ней шел ремонт, который делала не школа и не Совалева, а районный отдел образования.

А школа там правда отличная. Совалева наладила связи с МГИМО, МГУ, Школой одаренных детей Архангельска, фестивалем бардов. От них приезжают туристические группы на Соловки, живут в школе, а соловецкие дети, наоборот, бесплатно ездят в археологическую экспедицию в Херсонес, в летние физико-математические школы, образовательные поездки Школы одаренных детей.

И вот вместо того, чтобы директора отметить и похвалить, его, наоборот, увольняют. Напишите про это, пожалуйста. Жалко. Хороший директор».

Я пишу. Жалко директора.

И всех нас и наших детей тоже жалко.
laska-74
Долгожитель форума

Откуда: алтайский край
Всего сообщений: 2961
Рейтинг пользователя: 213



Дата регистрации на форуме:
20 апр. 2010
Это я стащила с Родима... Пишет учительница... Вот вам и обучение, вот и реформа...
аут-мама
Самый активный участник голосования


Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5209
Рейтинг пользователя: 270



Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010
Школьное обучение давно превратилось в отработку преподавателемями своей нагрузки на ставку для зарплаты. И скорее чудо, что хоть часть детей чему-то более-менее научат таким образом. Цели найти подход к ученику, помочь ему научиться, освоить - не стоит.
Я помню, когда училась в школе сама - неуспевающих оставляли учителя на доп. занятия. Спрашивала обычных родителей из обычных школ сейчас - не поняли, о чем это я
Lubava
Долгожитель форума

Откуда: Самара
Всего сообщений: 868
Рейтинг пользователя: 147



Дата регистрации на форуме:
8 мая 2011
Да, laska-74, пока читала, на душе просто как-то мерзко становилось. Что же такое творится? Куда подевалась загадочная русская душа? Все в мире восхищаются нашей классической литературой, и в то же время какие-то силы пытаются все это убить. Но мне почему-то кажется, что все это временно. Пусть не будет так как раньше, но все равно будет не так как написано.
Ершистик
Долгожитель форума

Откуда: Московская область
Всего сообщений: 1899
Рейтинг пользователя: 183



Дата регистрации на форуме:
5 мая 2011
в начальной школе делали портфолио - учительница действительно "зашивалась", с них требовали, чтобы по единому стандарту, красиво, все-все достижения ребенка... а когда перешли в среднюю школу - "а что такое портфолио? зачем это?" с тех пор никто ни одного листочка не добавил...
а еще (не поняла, было это в тексте или нет) уже не один год активно вводится система денежного поощрения учителей за оценки учащихся... то есть у кого в классе больше пятерок за контрольную, тому, например, плюс 5 тысяч. во многих школах из-за этого грызня между учителями, а у нас, например, в параллельном классе (в началке) учительница просто диктовала детям правильные решения... ну и кому это надо - такое образование?
Strelishka
Долгожитель форума

Откуда: Магнитогорск
Всего сообщений: 321
Рейтинг пользователя: 83



Дата регистрации на форуме:
17 авг. 2011
tktyf65, пишем то что видим, а если учителю нужна помощь он просит о ней. Некоторым помощь нужна но не советом, а в смысле повышения квалификации. Знаю о чем говорю, сама педагог в коррекционной школе. Вам повезло что ребенок у вас под присмотром. А о педагогах С БОЛЬШОЙ буквы тоже пишем и спасибо говорим при встрече.
belaja
Новичок

Откуда: Украина,Харьков
Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
3 дек. 2011
Понимаете, в том то и дело, что особой проблемы нет. Со всеми остальными учителями я нахожу общий язык и мы друг другу только помогаем. Ведь они должны ходить ко мне домой, некоторые не один раз в неделю, естественно, что это в напряг. Зарплаты то у учителей небольшие. Но эта училка(по другому не назовёшь) не может контактировать не с кем, ни с учителями, ни с родителями. Так, что и помощь ей моя не нужна, которую я ей кстати предлогала, ведь она не знает детей, а я с ними просидела 4 года, и даже оставалась заменять какие-то уроки. Но она меня тоже пригнорировала. А 9 было собрание и она также и с остальными родителями не смогла найти контакт...
аут-мама
Самый активный участник голосования


Откуда: Сыктывкар
Всего сообщений: 5209
Рейтинг пользователя: 270



Дата регистрации на форуме:
15 фев. 2010
belaja остальные родители как к ситуации с педагогом? Вообще-то, если родителям не нравится учитель - ведь они имеют право написать жалобу, и попросить сменить педагога.

Конечно, малоопытным учителям тяжело. Но обычно, когда родители видят, что человек не умееет - но старается, пытается по разному, ищет, открыт к критике, помощи - входят в положение. Все мы когда-то ничего не умели в своей профессии, это нормально и простительно, опыт - дело наживное. Но вот если желания научится нет - тут хуже...
Ири
Новичок

Всего сообщений: 7
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
21 июля 2014
я соглашусь с тем. что надо ребенка социализировать. даже если не водить в школу, то гулять каждый день для общения с детишками и так далее...
<<Назад  Вперед>>Печать
Пожертвовать на содержание форума
Форум ребёнок-инвалид »   Общие вопросы »   Обучение в обычной школе
RSS
 

 



IntB Green2 Style © Fisana