Издревле в Церкви существует обычай обращаться в молитве, не только к Самому Господу, но и к Божьей Матери, и к Святым. Не оскорбляем ли мы этим величия Божия? Великий молитвенник святой праведный Иоанн Крондштадский, пишет об этом так: « Сегодня я усомнился, конечно, потому, что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: « Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? » И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». « Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».
Живя на земле, святые угодили Богу исполнением Его заповедей о любви к Богу и ближним. По этой великой любви они молились о других людях, испрашивая им у Бога нужное. Тем более, по кончине, когда они переселились в вечность и предстоят лицу Божию, они молятся о нас. Надо только ясно понимать, что, как пишет праведный Иоанн Крондштадский, молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ходатайства исключительно по Благодати Господа Иисуса Христа, в силу великой ходатайственной крестной жертвы Сына Божия. Это воздаяние от Господа по заслугам святых. И, кроме того, отец Иоанн предупреждает: « Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия».
Прибегая к помощи святых в своих бедах, скорбях и болезнях, не будем забывать, что лучший способ избавиться в жизни от великих бед и тяжких скорбей – избегать греха, жить по воле Божией, по заповедям Его, а лучшее духовное лекарство во всякой болезни – покаяние в грехах, соборование, причащение Святых Христовых Таин.
Не случайно, кстати, нет в церковных книгах молитв о защите от всяческих колдунов, чародеев, магов. Такие молитвы стали самодеятельно сочиняться только в последние годы. По согласному же мнению святых отцов, человеку, который старается жить по заповедям Божиим, который искренне кается в грехах своих и причащается Тела и Крови Христовой, « не может причинить вреда никакое чарование и волхвование» (ответ преподобного Афанасия Афонского, приведенный в его житии ).
Безусловно, мы нуждаемся в помощи святых. По словам отца Иоанна Крондштадского, « святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, кротостью, воздержанием, смирением, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых».
К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, тот - за желудок. Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания, часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни. Кроме того, было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ. И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с детской простотой и несомненной верой.
О чем, например, молятся преподобному Серафиму Саровскому или блаженной Матроне Московской ? Да обо всем. Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви. Например, названия икон Пресвятой Богородицы « Взыскание Погибших», « Воспитание», «Прибавление ума», «Целительница», говорят сами за себя.
Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.
Великомученник Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.
Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые безсребренники Косма и Дамиан.
В Болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.
В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.
Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.
О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским
Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается. На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.
Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться о даровании добродетелей, необходимых жене – христианке, об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Евдокия Московская, Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.
О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о христианской любви. Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.
Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.
О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему христианским, потому что они угодили Богу именно в супружестве.
О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконой «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.
Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом « Млекопитательница»
В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому конечно матери молятся этим святым о своих учащихся детях. Также прошение о помощи детям в учении есть в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским.
О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским. По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.
О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых. Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.
Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем, кто несет воинскую службу.
Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.
О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю. архиепископу Мирликийскому. Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения. А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности/ и во многих других нуждах.
Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.
Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.
К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы. А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.
Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.
В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.
Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.
В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.