Социальная модель реабилитации детей-инвалидов в республике Карелия. Доклад правительства респ. Карелия В этом разделе публикуются статьи, которые могут быть полезны родителям Особых детей. Полезная информация
Проблема реабилитации детей-инвалидов остается одной из самых сложных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Сегодня своими размышлениями на эту тему делится Галина Григорьева, начальник отдела министерства образования и по делам молодежи РК.
В октябре 2003 года, объявленного Европейским сообществом Годом инвалидов, состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ по теме "Детская инвалидность в России - необходимость совершенствования законодательства", где демонстрировалась выставка "Республика Карелия - детям-инвалидам". Во время слушаний международные и российские общественные организации представили специальный доклад "Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию". Реабилитация силами гражданского общества поддержана как наилучшая альтернатива для большинства стран международными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной организацией труда и ЮНЕСКО.
В условиях Республики Карелия ключевым элементом при формировании стратегии реабилитации детей-инвалидов становится координация работы между всеми заинтересованными сторонами, так как реабилитация является межведомственным процессом, основанным на знаниях и опыте специалистов различных дисциплин. Этот взгляд является новым для Карелии, и его не просто осуществить на практике.
Основным моментом, оказывающим влияние на развитие стратегии в отношении детей-инвалидов, является продолжающийся процесс децентрализации системы государственного управления. Это влечет за собой перераспределение ролей во взаимоотношениях между республиканскими органами власти и органами местного самоуправления и ведет к усилению ответственности местного самоуправления за качество жизни людей.
За рубежом к категории инвалидов относят, в основном, людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью. В России официально принят термин "дети-инвалиды". Установление статуса ребенка-инвалида основано на "биологической модели понимания инвалидности", согласно которой причиной ограничения жизнедеятельности людей с отклонениями в развитии являются различные нарушения организма (физические, сенсорные или интеллектуальные). Статус инвалида присваивается для того, чтобы обеспечить бесплатность ряда реабилитационных услуг и получение социальных выплат.
Социальная модель реабилитации детей-инвалидов основана на понимании того, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, в первую очередь связаны с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом ответственность за создание условий, обеспечивающих равные права и равные возможности, начинают брать на себя общество и государство.
Реабилитация - это не только лечение и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса "инвалид", а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Основной технологией социальной модели реабилитации детей-инвалидов является Индивидуальный план реабилитации, обеспечивающий непрерывность реабилитационного процесса на всех возрастных этапах развития ребенка и охватывающий всю социальную среду его окружения. Реализация данной технологии требует расширения функций Федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и утверждения социальных и финансовых нормативов на реабилитацию ребенка-инвалида на законодательном уровне Республики Карелия.
Индивидуальный план реабилитации составляется по месту жительства ребенка, при этом ответственность за его составление и реализацию возлагается на медико-социальные службы органов местного самоуправления. Реабилитационные мероприятия, содержащиеся в индивидуальном плане реабилитации, включаются в индивидуальную программу реабилитации, составляемую Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы поддерживают индивидуальный план реабилитации ребенка консультациями экспертного уровня, обеспечивают реабилитационный процесс в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; осуществляют контроль за качеством предоставляемых услуг, расходованием средств согласно социальным и финансовым нормативам на реабилитацию ребенка-инвалида.
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Совместная деятельность специалистов мультипрофессиональной группы (учителя, врачи, реабилитологи, специальные педагоги, психологи и социальные работники) основана на равноправном взаимодействии как с ребенком, так и его семьей.
В Республике Карелия на основе социальной модели реабилитации детей-инвалидов организовано обучение детей-инвалидов в социально-адаптивной сельской школе поселка Деревянка Прионежского района; организовано реабилитационное допрофессиональное и профессиональное обучение молодых инвалидов в ГОУ "Профессиональное училище № 11" г. Медвежьегорска; аппробирована модель организации реабилитационных услуг в сельской местности в п. Толвуя Медвежьегорского района. Инновационный опыт организации реабилитации детей-инвалидов позволяет с уверенностью говорить о том, что в Республике Карелия заложена основа для профилактики инвалидности и улучшения качества реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их семей.