Майкл Мерцених ученый, с именем которого связан не один десяток инноваций и практических изобретений в области нейропластичности. Специализация Мерцениха-совершенствование способности людей мыслить и воспринимать окружающий мир за счет перестройки мозга с помощью тренировки определенных областей обработки информации, называемых картами мозга. Кроме того, он-возможно, в большей степени, чем любой другой ученый - максимально подродно рассказывает о том, КАК происходит изменение этих областей.
Началось с того, что многие аутичные дети имеют нарушения речи, врачи -клиницисты стали предлагать их родителям воспользоваться программой Fast ForWod.(программа для детей с нарушением речи) получили довольно хороший результат. Это вызвало вопрос, не стали ли эти дети просто более внимательными слушателями. Стало ясно, что языковые и аутические нарушения исчезали одновременно. Может это разные проявления одной и той же проблемы?
Когда Мерцених начал думать о том, что он называет "детской катастрофой" аутизма, ему пришло в голову, что, возможно, в этом случае что-то идет не так в младенческом возрасте, то есть в тот период, на который приходится наиболее важные критические периоды, наивысшая пластичность мозга и максимально активное его развитие. Считается, что аутизм это наследственность. Тем не мение, число случаев аутизма растет. Мерцених пришел к мысли, что существует вероятность влияния факторов окружающей среды на рефлекторные дуги таких детей, вызывающего раннее завершение критических периодов до полной дифференциации карт мозга. При рождении наши проекционные зоны мозга напоминают "черновые наброски", или схематичные чертежи, лишенные деталей и НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ. В сензитивные периоды, когда под действием первого жизненного опыта формируется структура карт нашего мозга, черновой набросок становится детализированным, и дифференцированным.
Удивительная способность коры головного мозга в критический период заключается в том, что она насколько пластична, что может меняться просто под воздействием нового стимула. Так дети к примеру учаться говорить. Без труда и усилий. Сензитивный период для развития речи. Не нужно прикладывать усилий. "механизм обучения постоянно включен" Следующую подсказку нашли в исследованиях Риты Леви-Монтальчини. Вместе с биохимиком Стенли Коэном она выделила фактор роста нервов. Вещества, стимулирующие рост нервной ткани. За это и получили они Нобелевскую премию. Факторов таких целый ряд. Один из них BDNF. Он выделяется в нескольких случаях. Когда действие требует одновременной активации определенных нейронов, способствует росту жировой оболочки (миелин) Активирует базальное ядро (помогает нам не только контролировать внимание. но и запомнить) И еще одна функция он заканчивает укрепление ключевых связей-помогает завершить критический период. После установления основных нейронных связей возникает потребность в стабильности системы и соответственно, меньшем уровне пластичности. Когда этот белок выделяется в достаточном количестве, он отключает базальное ядро и заканчивает волшебную эпоху обучения, не требующего усилий. В дальнейшем базальное ядро может быть активировано только при появлении чего-то важного, необычного или нового, или в том случае, когда мы делаем усилие для концентрации внимания.
К аутизму. В течение критического периода некоторые ситуации перевозбуждают нейроны детей, генетически предрасположенных к аутизму. Это приводит к МАСШТАБНОМУ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ выделению BDNF. Вместо закрепления важных связей, происходит закрепления всех связей. Выделяется такое большое количество этого белка, что это приводит к преждевременному завершению критического периода, сопровождающемуся усвоением всех этих связей, и ребенок остается с множеством НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ карт мозга. ПОЭТОМУ, когда он слышит звук одной частоты, у него начинается активация всей слуховой коры. активация нескольких нейронов может привести к активации всего мозга. (даже эпи пристут).
Что служит ПРИЧИНОЙ "перевозбуждения" молодых нейронов и выделения больших количеств этого белка?
Фактор окружающей среды.
Исследования показали, что самое большее число аутистов и детей с УО в городах с очень большим шумом. Аэропорты, скоростные автомагистрали.
Там постоянный фоновый шум от машин, который называется белым шумом. В спектре белого шума представлено множество частот, поэтому он оказывает сильное стимулирующее воздействие на слуховую зону коры головного мозга. Соответственно остаются недифференцированные участки слуховой коры. Сегодня белый шум присутствует везде, поступая от вентиляторов, установленных в эл. технике, нагревателей и автомобильных двигателей. Для изучения было создано "аутистичное животное" Крысы. на них делали эксперименты. используя белый шум создавали крыс аутистов и потом после возникновения нарушений, они упорядовачили и заново дифференцировали крты с помощью очень простых звуков, повторяемых по одному за раз. Им действительно удавалось благодаря тренировке вернуть карты в нормальное состояние. Что и пытаются делать с детьми аутистами. Но хочется сказать, что внимание должно быть ПРОИЗВОЛЬНОЕ! Просто фоном не получится. Для этого мозг должен быть достаточно организован. Это все написано в чудесной книге! Читайте сами! В этом причина аутизма по Мерцениху. Основная или нет? Наверно нет.
Очень интересно, Оксан, и доля правды есть. Мы ребенку с 4 мес. включали мультики(а я в это время занималась любимым делом:стряпней, позабыв о том, что у меня ребенок с ПП ЦНС, вот и он позабыл). И включали до 1,9. Слава Богу знакомая подсказала, а то, не знаю, что бы с нами было сейчас. Очень жалеем с мужем об этом упущенном времени. В 1,6 на новый год он смотрел их 4 часа, не меньше, а я принимала гостей. Я,сама того не знаю, подтолкнула его в уход в себя. Корю себя. Сейчас мультикам конец, только со мной, с моими комментариями, и в экстренных ситуацях(тот же реацентр к примеру)
Здесь о том, что влият буквально месяцев в шесть. И шум этот просто фоном. Если у вас дома работал круглые сутки комп и гудел в комнате ребенка, если кондиционер. После года тоже очень влияет, но это проявляется в другом. Что о вас может еще более правильно. Книга большая. Там еще написано, что просмотр телека в таком возрасте, это дает ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Детей с СДВГ вообще пруд пруди. Они сейчас практически такие.
Мы ребенку не включали специально, но жили в 1 комн. квартире когда ребенку было от 1мес. до 6мес., и телевизор все равно сами смотрели. В роддоме моя соседка так громко выясняла отношения по телефону с мужем(он уже обмывал), хоть дети и спали, но для моей это был чужой голос. Так и возвращаются мысли о причинах аутизма.
Мы не занимались, просто что знаю Программы они свои просто так не распространяют. Нужно покупать лицензию, а это очень дорого стоит. Есть лицензия кажется в питерском Прогнозе, но только на пару речевых курсов. Есть умельцы, которые пытаются скачать, найти. Но там же не дураки раздавать. Суть этой прграммы в том, что проводят очень хорошую диагностику (но это имеется ввиду там, у них) и назначают именно ту программу, которая нужна именно под данного ребенка с его именно нарушением. Нет программ по диагнозам. Просто проходить то, что есть, может и попадет в точку. Внимание должно быть ПРОИЗВОЛЬНОЕ! Ребенок должен понимать то, что с него хотят и работать до утомления мозгов. И это все же не для ребенка, со сложным дефектом. Просто иногда удается, как там пишут помогать и таким детям. Вы купите книгу и почитайте о школе и создателе этой программы Эрроусмит. Суть не в компе. Это можно заменить. Она не с компа начинала.