Добрый день! Эта тема будет посвящена музыкотерапии. Музыкотерапевты могут оставить свои контакты, родители могут поделиться своими впечатлениями. Обсуждение современных методов реабилитации детей с особыми потребностями. Реабилитация детей инвалидов
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным терапевтом.
Музыкальная терапия - это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов. Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями клиентов. Музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, школах, центрах раннего развития, исправительных учреждениях, домах престарелых во многих странах Европы, в США, Австралии, Китае, Японии, а теперь и в России и странах бывшего СНГ.
https://youtu.be/WTK1WIkEomA
“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).
Музыка терапевтична по своей природе. Именно поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Именно поэтому, выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это - ещё не музыкальная терапия.
У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т. п.) : именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыкотерапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала - в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции).
Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии: импровизация прослушивание специально подобранной музыки написание песен обсуждение текстов песен музыкальные игры рисование под музыку медитация под музыку обучение посредством музыки структурированные музыкальные упражнения музыкальное выступление (клиента или пациента)
В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).
Параллельно с музыкальным взаимодействием, между терапевтом и клиентом постепенно выстраиваются доверительные терапевтические отношения, которые помогают пациенту полнее раскрыть свой потенциал в терапии, а музыкальному терапевту - эффективнее выстраивать стратегию терапии.
Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии.
“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).
Кому может помочь музыкальная терапия?
Детям, подросткам и взрослым c:
- нарушениями психического здоровья, - особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособностью, - болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями, - наркотической зависимостью и алкоголизмом, - черепно-мозговыми травмами, - острыми и хроническими болями; - матерям во время родов.
(Американская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2009) (с) МузТерапевт. Ру, 2013-2014 Использование материалов возможно только для некоммерческих целей и только при активной ссылке на {......... }. Перепечатка материалов без письменного разрешения автора запрещена.
г. Москва, Королев, Мытищи и близлежащие. Меня зовут Екатерина Урлина, я психолог, музыкальный терапевт. Я провожу музыкотерапевтические занятия с детьми (РАС, УО, ЗПР, гиперактивность, замкнутость, агрессивность и т. д.)
Что такое музыкотерапия?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч.therapeuein “лечить”) – это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным терапевтом.
Что включает в себя процесс музыкальной терапии?
Музыка терапевтична по своей природе, именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться.
Цели МТ не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т. п.) : именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования.
МТ использует все свойства музыки, для того, чтобы работать над потребностями и целями каждого клиента или группы людей в данной конкретной ситуации.
Музыка одновременно активирует множество участков головного мозга. Мы наделены врожденной способностью воспринимать музыку, и эта способность, сохраняется в большинстве случаев при травме или заболевании, что позволяет нам успешно проводить терапию.
Речь, движение – все это очень сложные навыки. Музыка – единственный навык, затрагивающий множественные зоны головного мозга.
Потребности клиента могут быть самого разного характера, из основных пяти сфер человеческого здоровья:
• Эмоциональная
• Физическая
• Когнитивная (умственные способности)
• Коммуникативная
• Социальная
Чем занимают непосредственно я:
• Провожу индивидуальные занятия с детьми (гиперавктивность, замкнутость, педагогическая запущенность и по индивидуальному запросу от родителей)
• Провожу индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (расстройства аутичного спектра, задержка психологического развития, умственная отсталость)
• Провожу групповые занятия для детей 2-х – 3-х лет (присутствие родителей обязательно)
• Провожу групповые занятия для детей с ОВЗ (присутствие родителей обязательно)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от плана занятий).
Друзья! Совместно с проектом музтерапевт. ру мы создали группу для поиска музыкальных терапевтов по России и странам ближнего зарубежья. Если Вас интересует музыкальная терапия, как клиента, вступайте в наши группы на ФБ https://www.facebook.com/groups/katyaurlina/ и ВК https://vk.com/mtforall специально для клиентов, что бы облегчить поиск муз. терапевта.
Что такое музыкотерапевтические занятия для детей?
Наши занятия – не замена урокам музыки. Цели МТ не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т. п.) Цели и задачи музыкальной терапии гораздо шире: - развитие социальных навыков, мотивации и возможностей к общению - развитие мелкой и крупной моторики, координации движений - развитие слухового внимания и восприятия - развитие речи, голоса, речевого дыхания - обеспечение общей эмоциональной разгрузки (возможность выразить сильные эмоции в поддерживающей среде) - обеспечение психологической поддержки мамы и ребенка Во время музыкотерапевтической встречи мы активно пользуемся музыкальными инструментами (гитара, пианино, шумовые музыкальные инструменты (трещотки, бубны), духовые). План встречи практически всегда остается неизменными и это важно, ведь постоянство так важно для ребенка, он чувствует уверенность в себе и своих силах, когда знает что будет дальше. Каждая встреча включает в себя психолого-педагогическую и коррекционную работу с ребенком и родителем. Встреча проходит в доброжелательной и безоценочной атмосфере, ориентированная на поддержку ребенка.