Лекотека – это структурно-функциональная единица в системе Департамента образования, которая может функционировать как автономно, так и в составе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений специального образования, детских домов и интернатов, домов ребенка, реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития
Стимуляция и поддержка игровой деятельности Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения.
Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка
Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности.
Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо - генератора идей.
Оптимальная организация игровой среды Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка впараличных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка.
Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. Специалисты Лекотеки призваны оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в этих вопросах.
Необходимые элементы оборудования игровой среды для ребенка должны, как правило, приобретатьсяпараличсамостоятельно изготавливаться родителями. Лишь в случае невозможности этого по какой-либо причинепараличналичии у ребенка специфических потребностей, некоторое оборудование может быть предоставлено во временное пользование Лекотекой.