Катя
Почетный участник
Откуда: Москва ЗАО Всего сообщений: 158 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 25 фев. 2009
|
Профиль | ИгнорироватьNEW! Сообщение отправлено: 23 марта 2009 18:28
Арттерапия В. С. Юркевич
Что такое арттерапия?
Арттерапия - это буквально лечение искусством. Само название появилось не так давно, где-то несколько десятилетий назад. А вот сама арттерапия известна, судя по всему, с самых ранних этапов человеческой истории. Сама по себе магия, помогающая тем, кто в нее верит, есть в значительной мере именно лечение искусством ( хотя и не только). Заклинания, сильно, как хорошее художественное произведение действующие на воображение, сама фигура мага, заклинателя тоже очень живописная… словом, все ясно. Лечатся собственным искусством сами творцы, настоящие художники, писатели, музыканты. Терапия искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью, взрослые, и в особенности дети. Ребенок, придя из сада, хватает фломастеры и рисует что-то черное и бесформенное. Воспитательница обошлась с ним грубо и несправедливо. Ему плохо, и он пытается сбросить с себя эту обиду, возмущение, растерянность своими «калякой-малякой». Это активный и очень нужный вариант арттерапии. Кстати, любая графомания одной из причин имеет не только, а часто и не столько желание прославиться, а именно самолечение творчеством. Какая деятельность может быть арттерапией? Лечит любая творческая деятельность- и прежде всего собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, фантазирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев -это тоже лечение и эффективное в той мере, в какой девочка сама придумывает» «фасончики» для платья. Есть и более пассивные способы лечения. Ребенок пристает, требует, умоляет рассказать ему сказку и, погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей, понемножку справляется со своими бедами и тревогами. Это тоже лечение искусством, может быть менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступные. Внимание. У многих родителей есть почему-то мнение, что тревожному, взбудораженному ребенку нельзя читать страшные сказки, не нужно допускать никаких страстей. Трудно сказать. Опыт показывает, что иногда лечит и вымышленный страх. Ребенок как бы тренирует свое восприятие страшных ситуаций и уже легче справляется с трудными ситуациями в реальности.
Какие виды творчества наиболее эффективны? Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование, причин здесь много - и большая доступность этой деятельности, и ее, скажем, большая близость к реальности ( в сравнении, например, со стихами и музыкой). Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать -это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психологом. Весьма важны в этом смысле чтение - как пассивный вариант арттерапии и сочинение, придумывание историй - как его активный вариант. В этом смысле и так называемая ложь ребенка иногда может выступать как момент активной самопсихотерапии. Помните знаменитый фильм, «Ох, уж эта Настя», где девочка все время что-то выдумывала. Ее называли обманщицей, врунишкой, а девочка просто-напросто создавала себе новую, яркую реальность, преодолевая свою неудовлетворенность жизнью и решая этим свои личностные проблемы. Каким детям нужна арттерапия? Всем. И одаренным, и самым обычным. Артерапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги любые другие естественные проявления трудностей бытия. ( как хорошо было бы провести мощную арттерапию для всего нашего народа- хоть немножко мы перестали паниковать и пришли бы в норму..) Но особенно полезна и необходима арттерапия всем детям, имеющим личностные проблемы, а именно: Общения - боится чужих людей, боится незнакомых детей и т. д. В этом случае можно сочинить сказку о том, как ребенок боялся всех незнакомых людей, и как потом оказалось, что человек, которого он сначала так панически боялся, оказался добрым и могущественным волшебником. Можно варьировать способы арттерапии - то нарисовать сначала страшного человека, у которого спрятана в кармане волшебная палочка и он оказывается все тем же добрым великаном, то сочинить сказочку, а то и вылепить доброго волшебника- если «сеансы» арттерапии повторять, то эффект через какое-то время будет вполне отчетливым. Кстати, еще одно важнейшее свойство арттерапии- она не просто лечит ребенка, она развивает его способности, и прежде всего творческие. Кто и как должен заниматься арттерапией? В принципе арттерапией должны заниматься все. Родители, учителя, воспитатели, и, конечно, врачи- психотерапевты. Но в наибольшей мере именно родители. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка. Но есть несколько условий, которые необходимо при этом соблюдать.
творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Пусть ребенку захочется читать, рисовать, лепить, слушать музыку или книжку, а не только вам. Чтобы творчество стало радостью, надо, чтобы оно было радостью вам. У вас должно быть хорошее настроение, когда вы предлагаете вместе порисовать, почитать, придумать…это радостный миг вашего общения с ребенком и прочь все заботы и раздражение. Умейте вовремя закончить. Когда вы видите, что ребенку надоело, тут же бросайте или сумейте его снова увлечь. Если у ребенка во время занятий скука, если он делает это через силу - ничего хорошего не происходит. Скорее, вред. Творчество, чтобы оно приносило пользу, должно быть радостью. Старайтесь поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело («сейчас у нас важное и такое веселое, …или интересное…или еще какое-то очень хорошее дело…)
Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
Скромность, конечно, хорошее дело, но не тогда, когда речь идет об арттерапии. Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, пусть даже оно еще не очень замысловато, но расскажите о творческой удаче родственникам, вывесите наиболее удачные рисунки на видном месте и обязательно показывайте гостям. А рассказы любовно перепечатайте, да еще и переплетите, если есть возможность. И тоже с гордостью показывайте.
Пусть ребенок радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Только тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и очень поможет ему в его будущей, может быть, не очень легкой жизни. |