ИГРОВОЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Годунова К. Ф., каф. адаптивной физической культуры
1. Описание патологии.
Термин "церебральные параличи" объединят группу двигательных нарушений, возникающих в результате недоразвития или повреждения головного мозга во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интернальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде), т. е. в период его наиболее интенсивного развития.)
1.1. Основные формы детского церебрального паралича (ДЦП) :
- Спастическая диплегия (синдром Литтля)
Гемипаретическая форма
Гиперкинетическая форма
Атонически - астатическая форма
В ряде случаев двигательные нарушения носят осложненный характер, т. е. сочетание разных форм заболевания.
1.2. Степени тяжести нарушений :
Тяжелая
Средняя
Легкая
1.3. Структура двигательного дефекта:
( Нарушение последовательности и темпа созревания двигательных функций)
В возрасте от нескольких месяцев до 18 лет отставание функции удержания головы
Повороты со спины на живот и наоборот отставание до 2 - 3 лет (в норме - 6,5-7 месяцев)
Поза сидения длительность формирования у основной массы детей с ДЦП - от года до 3 лет
Прямостояние от года до 3 лет
Ходьба - только 8.9% смогли овладеть этой функцией до двух лет, особенно сильно задерживаются в овладении этой функцией дети с атонически - астатической формой и при тяжелой степени спастической диплегии
Нарушение локомоторно - статических функций (неправильное положение головы, отсутствие ее свободных движений, нарушения осанки, недостаточность опорности ног, нарушение устойчивости.
У многих детей с ДЦП наблюдались различные ассиметрично выступающие элементы позы, наиболее частой из них была поза "фехтовальщика", поза "ножниц"
Рассогласование в работе зрительных, глазодвигательных и моторных систем и, следовательно, нарушение формирования механизмов активного устойчивого внимания
Нарушения функций рук (соразмеренности, точности, дифференцированности и т. п.)
1.4. Причины двигательных нарушений
ограничение или невозможность произвольных движений
нарушение мышечного тонуса (насильственные движения - гиперкинезы)
нарушение ощущений движения (кинестезий)
ассоциированные и позитивно поддерживающие реакции (пользование наиболее здоровой и сохранной половиной тела, особенно рукой)
нарушение реципрокной иннервации (особенно при спастич. диплегии)
выраженность позотонических рефлексов
2. Реабилитационно - коррекционные мероприятия.
В связи с особенностями патологии, реабилитационно - коррекционные мероприятия должны носить комплексный характер, так как чаще всего вместе с основным диагнозом у детей с ДЦП идет еще и ЗПРР, нарушения осанки, различные формы плоскостопия, а иногда, не только соматические, но и психо - эмоциональные заболевания.
Также для этих детей характерно затруднение в процессе социальной адаптации и коммуникациях за пределами учебных, реабилитационных учреждений или дома.
Поэтому с детьми чаще всего помимо врачей ЛФК, педиатра и невропатолога работают еще и логопед и дефектолог.
3. Применение игрового метода при реабилитации детей - инвалидов.
Так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении учебных, тренировочных и реабилитационных занятий, на наш взгляд, является одним из основных.
Игры для детей от 4 до 15 лет должны удовлетворять всем основным требованиям и особенностям данного контингента, а также индивидуальным особенностям каждого ребенка, поэтому занятия должны проводиться мало групповым методом, а иногда и индивидуально.
Предлагаемые нами игры делятся на пять основных блоков:
1. Игры для развития моторики
Игры для развития тонкой моторики Игры для развития крупной моторики 2. Игры для развития психических процессов (памяти, внимания мышления, и т. д.)
3. П.И. для сенсорного развития
для развития чувства равновесия зрительной чувствительности для развития кинестетики и тактильной чувствительности для развития слухового анализатора 4. П.И. Для развития речи
для развития собственно речевых функций артикуляционной моторики речевого дыхания 5. Игры для социальной адаптации