Развитие речи

Развитие речи

особенности формирования речи у детей с РАС Отношение общества к детям и взрослым аутистам, социальные проблемы наших аутят Аутизм в нашем обществе Форум родителей детей с аутизмом

 
Как думаете, чего нам ждать? У кого были подобные проявления
ЭЭГ делали, там низкая степень эпиактивности. Но судороги вс ....
Хелла
Роль герпеса в возникновении аутизма
Девочки, добрый день. У сына была розеола в 10 месяцев, резу ....
London
Долгожданная дочка
Svetvokne, поздравляю с началом учебного года! Симпат ....
Ижевод
Ищем детей с ОВЗ для БЕСПЛАТНЫХ дистанционных занятий
Добрый день. Я работаю в Благотворительном фонде "Цвет Жизни ....
ЦветЖизни
Анфиса 30.05.17
nina omsk, если есть сомнения в диагнозе патологоанато ....
Алинкина мама
Что обрадовало меня сегодня
tanusik Алинкина мама Спасибо. ....
витанаканда
помогите советом(сма?страшное сдвг и аутистичное поведение)
Алиса, может "раздевание старшего" перевести в разряд игры, чт ....
Нэлли
БАДы
Когда выбираете БАДы нужно ориентироваться на вопрос :с како ....
Нэлли
Ищу прозорливого старца
В Сергиевом посаде в монастыре был о. Герман лет 10 назад. Он ....
Нэлли
ТЕНТОРИУМ!!!
Иринаsssss пишет:[q][/q]доброе время суток! Продукты Тенториум мо ....
Нэлли
не пройдите мимо помогите понять! продолжение!
хотела добавить про госпитализацию с ребенком в РФ на обслед ....
ИринаБалерина
Аутизм ли?
Anemonas спасибо, сейчас едим сначала к участковому п ....
halinamarina1981
Массаж, ЛФК для детей
Добрый вечер! Хочу предложить услуги специалиста, кот. заним ....
Макс_М
ЗПР, УО, глубокая эпилепсия - нужен совет!
Большое Вам спасибо за добрые слова ....
RainyDay
аплазия кисти
Angel baby пишет:[q][/q] Добрый вечер. Уже ответил по электронной ....
Кольцов Андрей
Неадекватное поведение
Anemonas, да, я тоже так подумала. Для него ситуация н ....
tanusik
Кто в этом году ездил отдыхать в Турцию с ребенком?
AlenaK_78, я думаю с рецептом от врача должны пропусти ....
Алинкина мама
Муж ушёл
Всегда можно что то поменять, было бы желание и стремление. ....
Масяня123
Отсутствие пальчиков на левой кисти
спасибо большое! обязательно обращусь))) ....
Angel baby
Канистерапия
Уважаемые участники форума! Если кто из Вас захочет, чтобы в ....
СветланаХ
Перейти на сайт медицинского центра Московия
Логин:
  Пароль:
Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя



Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Предлагаю услуги массажа на дому для детей в Нижнем Новгороде
 
 

Пожертвовать на содержание форума

 
Пожертвовать на содержание форума
Форум ребёнок-инвалид »   Форум родителей детей с аутизмом »   Аутизм в нашем обществе »   Развитие речи
RSS

Развитие речи

особенности формирования речи у детей с РАС

<<Назад  Вперед>>Печать
 
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016

Часто читаю посты о том, что ребенок не задает вопросы, умея отвечать на них. Как ему помочь? Поделюсь нашим опытом. У сына первый вопрос What's that? (Что это?) появился сам. Он любил разглядывать книжки, а я его часто спрашивала: What's that? - так как-то сам и понял. Потом научили вопросу "What's inside?(Что внутри?) " - я прятала в жестяную коробочку новую игрушку, муж спрашивал "What's inside? (моделировал) - я открывала, показывала, отдавала мужу. Потом я снова что-то прятала в коробочку, ею гремела (демонстрируя, что там что-то есть) и уже сын говорил (с подсказкой сначала) :"What's inside?" - открывали коробку, давали сыну игрушку или чупа-чупс - всегда что-то неожиданное. Нам довольно часто приходят заказы из интернет магазина, коробки оставляют перед дверью - так что с генерализацией проблем не было. Следующий вопрос был: "Where is ?" (Где?) - я показывала ребенку что-то интересное для него, а потом просила закрыть глаза и считать до 5 ( и прятала). В первые несколько раз моделировали с мужем: муж спрашивал :"Where is...? И я отвечала, так что они шли и находили желаемое. Потом сразу же повторяли, но уже сын задавал вопрос: "Where is...?" И получал ответ. Когда набралось 3 вопроса в запасе: провели деление речевых команд: ask (=вопрос) и answer (=ответ) : т. е в той же игре, где предметы прятались, я давала команду: "Almaz, ASK: Where is +сущ-е?" (он спрашивал). Потом была команда мужу: "Papa, answer" (и папа отвечал). Я делала это для того, чтобы разграничить в сознании сына речевые команды на функции спросить -ответить, так как долго я билась над такой проблемой: когда я просила сына:" Say: What's your name? "(пытаясь научить вопросам методом моделирования), то он, вместо того, чтобы за мной повторить данный вопрос, отвечал, называя свое имя: "Almaz". Когда речевые команды были разделены на функции ASK и ANSWER + мы потренировались на практике с теми вопросами, которые знали, я просила мужа и сына меняться местами, задавая вопросы и отвечая. А потом я провела генерализацию: играли с ручными марионетками: я (марионетка) задавала разные
вопросы, а он отвечал. А потом поменялись местами. Я сказала, что теперь его очередь TO ASK QUESTIONS(задавать вопросы) - он задал сначала те же вопросы, что и кукла. Я ответила в первый раз так же, как и он (для наглядности). А потом уже пробовали со всеми вопросами и ответами. Часто отвечала что-то смешное и неожиданное за себя и за кукол, чтобы провоцировать желание задавать вопросы. Теперь мой трехлетний аутенок задает разные вопросы, включая общие, альтернативные, специальные, даже "WHY?". "HOW?" еще редко, но уже бывае
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
Попытаюсь обобщить мое представление о том, как можно помочь ребенку с РАС освоить понимание речи и ее правильное применение, основываясь на нашем опыте. Особенно это может быть полезно в начале пути. Итак, я обучала ребенка речи, делая упор на хорошее и всестороннее понимание каждого аспекта языка (яблоко = слово в его значении с конкретным яблоком, со всеми настоящими яблоками, с игрушками и картинками, статуями итд, существительное ( = функция НАЗЫВАТЬ, функция ПРОСИТЬ, функция УКАЗЫВАТЬ И ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ)
Рассматриваю язык, в первую очередь, с позиции когнитивной лингвистики - как сумму простых и сложных представлений о мире вокруг (начиная, с предметов, их свойств, явлений), которые помогают систематизировать знания об окружающем мире (чтобы как-то в нем ориентироваться) и помогают в процессе мышления. Узнала о когнитивной лингвистике в университете, когда писала дипломную о концептах. Но рассматривала раньше, как сугубо теоретическую науку. Обучая ребенка языку, столкнулась с тем, что есть огромные трудности именно с правильным структурированием и обобщением информации, понимании, что главное, что второстепенное, а что вообще не имеет отношения к тому или иному явлению. Есть тенденция зацикливаться на мелочах и игнорировать главное.
И эта проблема глобальна:непонимание значения слова, частей речи, непонимание функций и коммуникативной ценности слова, непонимание синтаксиса и порядка слов в предложении того или иного типа. Проблемы не в умении произносить или красиво выражать мысль, а в умении правильно перерабатывать информацию, улавливать главное и второстепенное, знать на что обращать внимание в том или ином контексте. А без этого умения формирование понятий (смысл слова), концептов (смысл слова + эмоционально-оценочная окраска), фреймов (сценариев) затруднено, ведь каждое понятие, концепт, фрейм - имеют ядро, основную мысль или идею, которые формируются в нашем сознании на основе адекватной переработки знаковых сигналов, умения вычленить главное и второстепенное. Поэтому аутистам сложно учиться обычными методами.
Обычные методы предлагают с самого начала обучать говорить ПРАВИЛЬНО и ЕСТЕСТВЕННО, как мы говорим, так как долго переучивать. Я предлагаю обучать так, чтобы ребенку было ПОНЯТНО, даже если построение фраз неправильно и неестественно. По-моему опыту, переучить не так уж сложно. С механической памятью очень часто у наших детей нет проблем, так что они запомнят, как надо. А вот с пониманием – туго. Так, я довольно долго говорила с ребенком и о нем и о себе в 3м лице, так как мне важно было, чтобы он осознал, кто такие МАМА и АЛМАЗ + я понимала, что понятие Я-ТЫ слишком сложно для него на данном этапе. Я вводила прошедшее время глаголом DID не только в вопросительной форме, но и в повествовательной, пропускала артикли: Mama DID go to shop (вводила только одно смысловое значение за раз: ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, и не запутывала ребенка добавлением окончаний и неправильных глаголов в прошедшем времени, так чтобы он точно знал, на какой стимул обращать внимание). Я,правда, сама стала говорить немного странно в результате, производя впечатление из разряда: "Сами мы не местные". Но это небольшие издержки, это временно. Я предполагала, что чем больше ребенок понимает, о чем говорит он и вокруг него, тем выше у него мотивация использовать речь и учиться дальше. Мы не обучались по карточкам языку. Только в естественной среде и только в процессе прямой коммуникации тренировались. Мне важно было показать, что речь имеет очень большую практическую ценность для ребенка. И что это, в первую очередь, инструмент коммуникации. Тогда он научится ее применять для общения. Знание наизусть песен, стихов, поэм и 3х алфавитов – не представляет для меня большой ценности, так как не имеет отношения к коммуникации.
Обучая любому новому понятию, надо предлагать альтернативу, таким образом, указывая на что обратить внимание. Так, например, недостаточно просто все проговаривать и комментировать, как советуют. Нужно давать подсказки на что обратить внимание. Вот Вы включаете воду каждый раз и произносите: ГОРЯЧАЯ ВОДИЧКА ТЕЧЕТ! – аутист, скорее всего не поймет, что такое ГОРЯЧАЯ, что такое ВОДИЧКА и ТЕЧЕТ. Не поймет, что это разные слова и, что они относятся к текущей воде и ее температуре. Он может отнести это предложение к действию поворачивания крана, к царапине на руке мамы или к чему угодно – то есть связать с неправильным стимулом. Поэтому, лучше сначала включить горячую воду(в разумных пределах), опустить руки ребенка под струю и сказать ГОРЯЧО, а потом сразу же переключить на холодную и сказать ХОЛОДНО, чтобы было понятно, к какому стимулу это относится – изменение температуры. Потом сделать паузу и спросить: ХОЛОДНО или ГОРЯЧО? ( = тебе горячую или холодную?) Если умеет произносить, то настаивайте на ответе, повторите снова, не отпускайте, пока что-то не скажет. Соответственно, сделайте так, как попросил. Повторите 2-3 раза за один сеанс мытья рук. И конечно, потом за завтраком, стоит дотронуться так же до чашки с горячим и холодным чаем и также прокомментировать. И найти много других похожих поводов для практики. Так же предложить выбор итд и тп. То же самое с глаголами. Даже если ребенок говорит ХОЧУ СОК, то понимает ли он, что такое ХОЧУ? Если ребенок сказал ХОЧУ СОК, то мы ему этот сок, конечно, покажем. Но не отдадим. По крайней мере, не сразу. Узнаем сначала: как ты его хочешь? Потрясти бутылочкой? Покрутить? Или понюхать? Или дать? Предложим 2 варианта. Предложим фразой, где будет на первом месте сок, а на последнем ГЛАГОЛ (то, чему учим, всегда будет на последнем месте. Из-за эхолалии ребенок часто будет просто повторять последнее слово. Сначала у него понимания не будет. Оно возникнет после переживания ОПЫТА от последствий выбора слова. А мы будем демонстрировать разницу в значении, чтобы знал, на что обращать внимание. И какие для него будут последствия: сок ДАТЬ или сок ТРЯСТИ (ТРЯСТИ – отвечает эхолаличный ребенок с РАС. Трясем, энергично и с энтузиазмом. И не отдаем). Потом предлагаем снова: сок ТРЯСТИ или сок ДАТЬ (ДАТЬ – говорит он. Мы даем – очень демонстративно, вкладывая в его ладошку, а не просто поставив рядом на стол). Повторяем, закрепляем. Даем варианты с разными другими глаголами, которые есть в словаре у ребенка. Тем самым ребенок понимает значение глаголов, обращает внимание на то, что говорить нужно, чтобы получить тот или иной результат, обращает внимание на правильные стимулы. Когда сформируется понимание ДАТЬ, то уже уточняем: сок дать ПАПЕ или сок дать ..(ИМЯ РЕБЕНКА)? Будет как раз и повод у ребенка научиться замечать маму и папу и осознавать, что он есть. То есть, обучая ребенка языку, мы еще и развиваем его мышление и уровень осознания себя самого, своих желаний, чувств и мира вокруг.
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
Наш первый глагол “open” появился вскоре, после того, как ребенку исполнилось 2 года. Ну как “появился” – скорее, мы его “появили”. Как водится, сын всего добивался истериками или молча брал меня за руку и вел ( к холодильнику или к полке с вкусностями). Останавливался и ждал: мама умная, должна догадаться. И желательно побыстрее. А не то горе ей, орать мой аутенок мог мастерски, не жалея времени и сил, брал ноты любой высоты. В то время я частенько переживала, что соседи вызовут полицию, подозревая насилие над ребенком. К счастью, обошлось. Может быть, потому что мы живем в США, не в России. Сердобольных и проактивных бабуль соседок здесь не оказалось.
Итак, я и муж задались целью вызвать первый функциональный глагол у сына. У ребенка было в словарном запасе несколько существительных для называния предметов. Нужно было, чтобы глагол был очень наглядно-показательным. Я выбрала для отработки “give”(дай) и “open” (открой), а дальше – как пойдет. В течение нескольких дней я проговаривала громко и четко глагол OPEN (Открой) и демонстративно и медленно ( для наглядности) отворяла дверь на кухню, дверь в квартиру, дверь холодильника (решила начать с дверей, чтобы не запутать. А потом провести генерализацию). Алмаз чинно и терпеливо ждал, пока мама закончит сие действие, а потом брал за руку и подводил к холодильнику. Молча, естественно. С “give” не заладилось. Говоря GIVE, я держала желанную вкусность в руке и медленно прикладывала к его ладошке. Сын с невероятной скоростью вцеплялся в угощение, выхватывал из рук и убегал. Если же этот маневр ему не удавался, то он прибегал к плану Б... Орал... И кричал... И снова орал... С валянием на полу и прочими прелестями. Так что GIVE я оставила на потом.
Спустя несколько дней проговаривания, глагол OPEN несколько раз проскользнул в эхолалии. Значит, физически говорить его сын мог. Было решено перейти к практике. Предвидя скандал, я благоразумно дождалась возвращения мужа с работы. Сын проснулся после дневного сна. Понежился в маминых обнимашках. Он проголодался. И ринулся к кухонной двери. Дорогу преградил папа. Он крепко взялся за ручку двери, держа ее закрытой и не оставляя Алмазу шанса взять дверь штурмом. Я подошла к сыну, присела на корточки, чтобы быть на уровне его глаз и сказала:OPEN. Реакции не последовало.OPEN повторила я медленно и дотронулась до двери. Сын сопел, держался из последних сил и молчал. OPEN – снова произнесла я. Алмаз бросился на дверь, с силой налегая всем телом, ударяя кулаками и ногами по ней. Не добившись успеха, он приступил к плану Б : повалился на пол и принялся кричать... КРИЧАТЬ... ОРААААТЬ. Мы не уступали и терпеливо моделировали OPEN снова и снова... и снова. Я мысленно поздравила себя с успешным решением делать это вместе с мужем. Сама бы не выдержала. Меня мучила вина, сомнения. Наконец через слезы и всхлипывания, он еле слышно произнес OPEN. Муж сразу же открыл в дверь и мы радостно захлопали в ладоши. Подбежав к полке со сладостями, он быстренько получил кусочек любимого печенья. В тот же вечер мы установили детские замки на все двери в квартире, так что Алмаз не имел возможности их открыть сам. В следующий раз сопротивление с его стороны длилось недолго, он уже знал, что нужно делать, но вредничал для порядка. Я ждала OPEN от сына перед тем, как открыть любую дверь (в кухню, ванную, выходя на прогулку из квартиры, возвращаясь обратно). Немного позже, мы стали практиковать генерализацию для OPEN: произнося его много раз в день в разных ситуациях – открывая двери, откручивая крышки, открывая книжки, шкафчики, выдвижные ящики и тд. В это же время, мы работали над мотивацией, стараясь освоить или расширить любую функциональную деятельность. Алмазу в то время нравилось мять в руках playdough (тесто для лепки), отщипывать кусочи, вставлять в тесто трубочки и палочки. Мы тренировали OPEN в этой деятельности, насколько это было возможно. Стаканчики с тестом были помещены (в присутствии сына) в ведерко с крышкой, которое мы вместе с ним разместили в шкафчике ванной комнаты. Так что, он точно знал, где находился желанный трофей. PLAYDOUGH? – спрашивала я после завтрака. PLAYDOUGH – вспоминал и подтверждал он. Мы подходили к ванной и замирали перед дверью. OPEN – произносил он, дверь отворялась. Мы останавливались перед шкафчиком. OPEN – снова говорил он, и я открывала дверь шкафчика, давая ему возможность взять ведерко. Потом мы несли ведерко в гостиную, садились за стол. Зависала пауза. OPEN впоминал он – я открывала крышку ведерка и давала сыну в руки стаканчик с тестом. PLAYDOUGH – говорил Алмаз и выжидающе смотрел на меня. PLAYDOUGH,yes – соглашалась я и ждала правильной команды. OPEN – наконец вспоминал он, я открывала крышку от стаканчика и торжественно вручала ему желанное тесто для лепки. Мы переходили к игре. В этой же деятельности мы начали тренеровать SHUT (закрывать) – логически напрашивался следующий глагол. Так начался новый этап в развитии речи, где уже присутствовала настоящая коммуникация в простейшем виде.
PS Оглядываясь назад, я до сих пор задаюсь вопросом, можно ли с самого начала эффективно учить аутенка без истерик и без сопротивления. Уж очень много смятения вызывают такие реакции. Вероятно сейчас, пройдя этот путь и имея знания, понимание процесса, я могла бы это сделать... по-крайней мере с речью. С чужим ребенком - точно. Со своим - не знаю. Реакция протеста и крика в то время выдавалась на любую попытку обучать. Так необходимого внутреннего спокойствия не было. Был жуткий страх за своего ребенка - страх не суметь помочь, страх не успеть помочь достаточно, страх рухнуть в беспросветную депрессию и остаться без сил. И это мешает, но неизбежно для мамы.
Я всегда старалась и стараюсь учить ребенка в игровой и приятной форме. Но не всегда это было возможно. И упорное желание развиваться и двигаться вперед давало решимость не отступать, не сдавать позиции в тех моментах, в которых это было необходимо. Истерики сейчас - у сына довольно редкое явление, по-сравнению с тем, что было в 2 года. Но ведь изменились мы - я и он, приспособились друг к другу и многому научились. А тогда - я просто did my best and kept trying... А еще так важна поддержка со стороны терапистов и таких же мам, для того, чтобы определиться где ты находишься в этой новой системи координат под названием "аутизм".
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
Фреймы в когнитивной лингвистике и стереотипии у аутистов: как это связано?
Фреймы – термин в когнитивной лингвистике. Фрейм-сценарий по М. Минскому представляет собой типовую структуру для некоторого действия, понятия события и т. п., включающую характерные элементы этого действия понятия, события. Фреймы имеют слоты, включающие наиболее важные элементы. Есть свои уровни важности. Например, сценарий похода в магазин включает ядро: войти в магазин-выбрать товар – оплатить на кассе – взять товары и чек- выйти. Есть дополнительные и средние по степени важности составляющие: взять корзину или тележку, знать список товаров для покупки (это изменяемые составляющие), поздороваться с продавцом, получить сдачу. Есть совсем не важные, не имеющие отношения к сценарию действия: быть именно тем человеком, который нажмет кнопку вызова лифта, быть в кепке во время похода в магазин итд.
Наличие стереотипий у детей с РАС является одним из критериев диагностики. Кому из нас это не знакомо: гулять по тому же маршруту на детскую площадку, есть только из красной тарелки, одевать шапку на прогулку и зимой и летом, обязательно сидеть на любимом стуле во время приема пищи, воспроизводить игру по одному сценарию, с теми же действиями и словами и тд, и тп. Стереотипии объясняются тревожностью, сенсорными перегрузками, ригидностью мышления. Но есть ли другие причины этого явления, помимо перечисленных?
Возможно, проблемы с обработкой информации, с неумением отделить главное от второстепенного или неважного, является причиной формирования искаженных представлений, когда ненужные действия или предметае помещаются в разряд важных и обязательных. Так, например, собираясь на прогулку летом, мы обязательно одеваемся в летнюю одежду + обуваем летнюю обувь + запираем дверь на ключ + выходим на улицу + идем в какое-то место. Что является обязательным условием для прогулки: наличие одежды? (ДА – важно), наличие обуви? (да -важно). Наличие СЕЗОННОЙ одежды и обуви? – (Желательно, но не обязательно. В свитере будет жарко - средняя степень важности) Наличие КРАСНОЙ обуви? (нет, цвет не имеет значения – не важный признак). Обязательно ли запереть дверь на замок – ДА. Обязательно ли запереть дверь, подпирая коленкой (Нет – не важный признак). Обязательно ли спуститься вниз в лифте, выходя на улицу? – (Очень удобно, но не обязательно. Можно и по лестнице спуститься. – средняя степень важности) Обязательно ли, спускаясь, напевать песню ABC? (нет, это не важно). А теперь, представьте, что аутист не умеет правильно обрабатывать информацию и выделять важное и неважное. Что может произойти?
Во-первых, ребенок выделит, как главное (в слот фрейма, уровень ядра - 1) что-то из разряда 3 (не имеет отношения к делу) или 2 (не очень важно). Например, будет настаивать на том, чтобы держать в руке ту же самую игрушку (которую он держал в изначальной ситуации, когда фрейм сформировался), на том, чтобы идти на улицу только в определенном платье или в одежде определенного цвета – уровень 3. Будет упорно надевать шапку на улицу в любую погоду, настаивать на том же маршруте, той же площадке, тех же остановках по дороге домой - уровень 2 и тд.
Во-вторых, он может поместить что-то важное из разряда 1 в разряд 3 (Не ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ). Возможно, забудет про обувь, решит полностью раздеться на улице и тд. Возьмет с полки магазина лампочку (потому что в давней ситуации когда-то надо было купить лампочку, он отнес элемент из уровня НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ в уровень НЕОБХОДИМО), а потом забудет пойти оплатить к кассе (родители, конечно, напомнят. Но это не обязательно будет для него стимулом отнести данное действие в разряд ВАЖНО, так как изначально он отнес его к уровню НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ)
В третьих, ребенок может запомнить весь сценарий, и, не будучи уверенным: что важно, а что не важно, постарается воспроизводить начальный сценарий снова и снова во всех деталях. Это может быть причиной ритуалов, протестов и необъяснимых истерик. Противоположным вариантом может быть полная потеря интереса ко всему, механическое послушание, апатия, частая самостимуляция, когда ребенок оставляет попытки разобраться в происходящем. Наличие узкой сферы интересов тоже можно объяснить попыткой интенсивно заниматься тем, что понятно, чтобы компенсировать недостаток понимания в других областях и заглушить тревогу.
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
Опишу наше первое занятие с N. Спасибо родителям, за то, что согласились, чтобы я поделилась опытом нашей работы. Прошу прощения, если упустила какие-то детали. Привожу все так, насколько помню это. Описываю основные моменты и принцип работы. Надеюсь, что этот опыт поможет другим речевым детям, у которых есть проблемы с прагматикой и функциональной стороной речи.
Занятие 1
Звонок в дверь, открываю. На пороге родители и N - 5 летний мальчик. Мы встречаемся в первый раз и я немного волнуюсь. Цель этой сессии – наладить контакт и понять, на каком уровне понимания речи находится N и как он этой речью пользуется. А дальше - как получится. Знакомлюсь с родителями и N. Мы кратко обсуждаем цели первой сессии. N. Знает много слов. Он повторяет фразы и предложения за родителями, но затрудняется использовать в речи. Он умеет просить конструкцией want + существительное. Он знает, кто такие мама и папа, но не обращается к ним в речи. Непонятно, насколько он осознает себя, так как не обозначает себя по имени или с помощью Я в речи. Есть конструкция “That’s it” обозначающая, что действие должно быть завершено. Ему нравятся цифры, алфавит, и лифы. Он знает названия геометрических фигур, цвета. Он любит петь некоторые песни наизусть и быстро запоминает информацию.
Пока я беседую с родителями, ребенок получает возможность освоиться в новом месте. N - белокурый симпатичный мальчик с живым умным взглядом. Улыбчивый. Он с интересом проверяет гостиную и направляется в детскую. Там он плюхается на большую сенсорную подушку бинбэг. Ему, похоже, очень комфортно. Что же, тут мы и приступим. Поработаем над расширением просьбы. Пусть использует новые глаголы, а не только want. Попробуем поработать над обращением к другому человеку.
“Beanbag! ” говорю я и беру бинбэг поменьше, прижимаю к N говорю “Squash! ” – опускаю бинбэг на него и придавливаю слегка. Ему, похоже нравится быть зажатым между подушками. Он спокойно лежит и улыбается. Я снова беру бинбэг в руки и восклицаю “Squash! ” – накрываю N подушкой бинбэг. Даю ему насладиться ощущениями и беру подушку в руки. Пауза. “Sqash! ” – просит N и я победно опускаю на него бинбэг и повторяю “Squash! Yeah! ”
Далее N переворачивается на живот. Я пробую новое действие и растираю его спину c помощью beanbag, повторяя: RUB...RUB... (растирать). Ему это тоже приятно. Делаю паузу и спрашиваю:
- RUB?
- RUB– повторяет N и получает порцию растираний спины.
Пауза.
- RUB – просит N - повторяю действие с растиранием.
Пауза.
- RUB.
- MAMA RUB? (уточняю, дотрагиваясь до Мамы, сидящей рядом) OR ANZHELA RUB (указываю на себя)?
– ANZHELA RUB – повторяет он эхом и я растираю ему спину. А потом снова останавливаюсь и спрашиваю: "ANZHELA RUB or MAMA RUB?"
- "MAMA RUB "– отвечает N, конечно же выбирая последний вариант эхом. Мама берет в руки подушку бинбэг и смотрит Н в глаза. "MAMA RUB" – повторяет и подтверждает она ему и начинает растирать спину.
Подключаем Папу по такому же принципу. N с интересом наблюдает, участвует и получает удовольствие. Таким образом работаем над обращением. Уточняя, кто именно должен выполнить просьбу ребенка. Пробуем расширение дальше.
Потираю ему спину и говорю "RUB BACK". Убираю подушку, потом потираю ему ногу, комментируя "RUB LEG". Это поможет осознать лучше свои части тела. Он может научиться просить, где именно ему сделать растирание. Прокомментировав несколько раз, убираю подушку и спрашиваю: "RUB BACK or RUB LEG?" - "RUB BACK!" – уверенно отвечает N (Wow! Этот парень точно знает, чего хочет и только что заявил об этом сам!) "RUB BACK! YEAH!"– радостно повторяю и подтверждаю я и растираю спину.
Пробуем новое действие с большой подушкой бинбэг. Я укладываю N на спину и начинаю тянуть по полу подушку, приговаривая "PULL. PULL. ANZHELA PULL." Для N Интересен этот новый опыт. Он затихает и улыбается. Останавливаюсь и даю очередь маме, с комментарием мамы: "MAMA PULL ". Затем мы делаем паузу. И N уверенно говорит "PULL"- . "MAMA PULL or ANZHELA PULL? " - уточняем мы. Он видит маму у подушки и просит "MAMA PULL". Мама, конечно же, выполняет.
Через какое-то время N устает и покидает подушку. Этого опыта ему достаточно. Я подвожу его к бинбэг и спрашиваю: "PULL or THAT’s IT?" – "THAT’s IT" – отвечает N.
Принимаем решение сменить вид деятельности и декорации и пойти к лифту.
"ELEVATOR! " - оглашаем мы. "ELEVATOR" – радостно подхватывает идею N и прыгает на месте от радости.
"PUT YOUR SHOES ON! "– пользуюсь я моментом, чтобы проверить, насколько он воспринимает просьбы. N бежит к двери, хватает сандалии, садится на ковер и пытается натянуть на ноги. У него неплохо это получается, было нужно только помочь с липучками на ремешках. Родители, кажется, удивлены так же, как и я. Обычно он этого не делает. Вот что значит мотивация.
Идем к лифту. N радостно подпрыгивает на месте и говорит " ELEVATOR". "ELEVATOR" – подтверждаю я. "BUTTON(кнопка)" - указываю на кнопку вверх, на которую N тут же нажимает. "N PRESS BUTTON " - комментирую. Мы входим в пустой лифт. Отлично, есть возможность практиковаться без ограничения. N тянется к кнопкам, но я останавливаю его руку и моделирую:"PRESS BUTTON". – "PRESS BUTTON" – повторяет он и нажимает на кнопку 10. - "N PRESS BUTTON 10!" – комментирую я. Мы поднимаемся на 10 этаж и лифт останавливается. Рядом с выходом из лифта мы видим большую цифру 10. "TEN! " – громко радуется N – "TEN!" – повторяю я и заглядываю ему в глаза, тут же указываю указательным пальцем на 10 и снова смотрю на него, радостно повторяя " ТЕN!" (так работаем над разделенным вниманием). Дверь закрывается. N c готовностью снова тянется к кнопкам, но я прикрываю их ладонями и спрашиваю : " PRESS BUTTON 9 or PRESS BUTTON 6?" – "PRESS BUTTON 6" – уверенно отвечает N и нажимает на кнопку. Мы снова тренируем разделенное внимание. В следующий раз N уже говорит сам "PRESS BUTTON 5 " и нажимает на кнопку. Мы могли бы еще попрактиковаться дальше, скажем, "ANZHELA PRESS 5 or N PRESS 5?" – но мы поиграли в лифте достаточно долго, так что пора было закругляться с этим занятием. Мы вышли из лифта и пошли к дверям моей квартиры. N остановился и ждал. "DOOR" – сказал N. "DOOR" – согласилась я и спросила: "OPEN DOOR or KNOCK DOOR?" - " OPEN DOOR" – попросил N. "ANZHELA OPEN DOOR or N OPEN DOOR?" – "ANZHELA OPEN DOOR!" – ответил он. Я радостно повторила это за ним и открыла дверь.
N побежал в комнату. Мы попросили его разуться. Он сел на диван и сделал это. А потом пошел снова осматривать помещение. Пошел в кухню. Я направилась за ним, решив потренеровать наше общение с таким важным мотиватором, как еда. Я включила свет, проговорила "LIGHT ON". И тут же выключила. "LIGHT ON" – догадался N. Сделано. Пошли к холодильнику. Я взялась за ручку холодильника, чтобы N не смог его открыть самостоятельно и выжидающе посмотрела на него. "OPEN" – догадался он (!). Отворяю дверь морозильной камеры. Указываю на мороженное и, на всякий случай, комментирую:" ICECREAM." – "WANT ICECREAM!" – взволнованно заявляет N. Я достаю ведерко с мороженым и ставлю на кухонный стол. N явно заинтересован и мотивирован. Значит, контакт нужно удлинить максимально. Показываю ему 2 блюдца разного цвета и спрашиваю: "WANT RED PLATE or WANT YELLOW PLATE? "– "WANT YELLOW PLATE" – говорит N. Я подношу желтое блюдце на стол. Ведерко с мороженым закрыто. Жду. N тоже ждет. "OPEN ICECREAM or SHAKE ICECREAM?" – спрашиваю я. "SHAKE ICECREAM" – нетерпеливо повторяет за мной N. Беру ведерко в руки и начинаю трясти со словами "SHAKE ICECREAM!" N озадаченно смотрит на меня. Я ставлю ведерко на место и снова спрашиваю: "OPEN ICECREAM OR SHAKE ICECREAM?" – "OPEN ICECREAM" – отвечает N уверенно. Открываю ведерко, беру ложку и накладываю чуть-чуть со словами "PUT ICECREAM." Останавливаюсь и спрашиваю: "PUT ICECREAM or THAT’S IT?" – "PUT ICECREAM" – просит N – Накладываю еще. Останавливаюсь и жду. "PUT ICE CREAM" – снова просит N. И так несколько раз. Решив, что достаточно, я убираю ведерко в морозильную камеру и несу мороженое к столику. Даю инструкцию N :
"N SIT." Дожидаюсь, когда он сядет и начнет есть. Комментирую "N EAT ICE CREAM. "
Покончив с мороженым, N с энтузиазмом вернулся в кухню. Попросил меня включть свет. Подошел к холодильнику со словами "WANT ICE CREAM".
"THAT’s IT" – не согласилась я с его предложением. Он расстроился, но не сильно. Его внимание привлекла коробочка с соком. "WANT JUICE" – попросил он. Я взяла в руки сок и показала ему. Пусть пока что реакцией на WANT будет то, что желанное появится у него перед глазами. Но следующей ступенькой должен стать глагол GIVE – более конкретный в предметном значении глагол «давать» . "GIVE JUICE or SHAKE JUICE?" – спросила я. "GIVE JUICE!" – догадался N и получил свой сок.
Позже мы переходим к новому виду деятельности. Я достаю набор с магнитными цифрами и буквами. N с интересом смотрит. Подходит и пытается взять его сам. Но я пока не отдаю. Мы будем закреплять глагол GIVE и обращение. Я даю несколько цифр родителям и оставляю остальное себе. Показываю единицу: " WANT 1" – говорит N. Я подношу ближе, но не отдаю. "ANZHELA GIVE ONE" – подсказываю я. Он повторяет и получает свою цифру (демонстративно протягиваю и вкладываю ему 1 ладошку). Мама показывает 2 и привлекает внимание N, окликая его по имени и называя цифру. N протягивает руку к цифре и просит: "GIVE 2." "МАМА GIVE 2 OR ANZHELA GIVE 2?" – уточняю я. "ANZHELA GIVE 2" - нетерпеливо повторяет эхом N и тянется к 2. Я показываю, что в руках у меня ничего нет. "MAMA GIVE 2 "– поправляет себя N и получает свою цифру. Так мы тренируемся какое-то время с цифрами и буквами, закрепляя новый навык N. Приходится обращаться попеременно ко мне, к маме и к папе.
____________________________________
Заданием для родителей была тренеровка того, чего удалось добиться за 1 сессию.
Вот отрывок из письма для мамы N
Подведу итоги нашей сессии. На первой сессии мы наладили контакт с N и между собой (терапевтом и родителями). Он легко идет на контакт. У него есть интересы, которые можно использовать в работе. Он довольно хорошо выполняет инструкции. На этой неделе мы будем работать над просьбой. N должен просить конструкцией из трех слов: Обращение + глагол + существительное. (MAMA , GIVE JUICE! например). Если говорит “JUICE! ” или “I WANT JUICE ”(или любое, что ему нужно) – то берете сок и показываете ему. Если сам не просит "Give juice", то спрашиваете: "Give juice or shake(любой другой глагол) juice?" Если скажет "shake", то встряхиваете, если скажет "give", уточняете: “who give? Mama give or Papa give? ” В итоге, наша цель, чтобы он просил конструкцией из 3 слов. Любую просьбу постарайтесь разбить на несколько этапов. (want – показали предмет, give – дали в руки, open – открыли пакетик с трубочкой, put inside – вставили трубочку в отверстие.) Если не проявляет инициативу – предлагайте варианты, моделируйте. Комментируйте все свои и его действия высказываниями в 2-3 слова. Говорите в 3м лице. Используйте настоящее время, без окончаний, без артиклей. Можете зеркалить его действия, когда возможно. Если он сел, то комментируйте “N sit down". И тут же сами сели с комментарием “ Mama sit down. ” Это поможет накопить пассивный словарный запас и поможет ему обращать внимание на то, что он сам делает и что делаете Вы + подготовит его к такой функции речи, как комментирование.
Мальта
Долгожитель форума

Всего сообщений: 255
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
12 авг. 2015
у нас аналогичная проблема с вопросами. Он мог отвечать на них но не мог спрашивать.
Когда ему предлагали задать вопрос словами "Скажи "Что это?" он не понимал что его просят повторить а отвечал на вопрос или вообще ничего не говорил если не знал ответ. Додуматься что другие люди задают вопросы и получают на них ответ он как то не мог.

Решение было предложено педагогом следующее.
1) Закрепление слова "повтори" через игру.
пример:
- Повтори БА!
- Ба

- Повтори КА!
- Ка

- Повтори ЧТО!
- Что

- Повтори ЧТО ЭТО!
- Что это.

2) Моделирование ситуации. Приносят три предмета закрытых тканью.
Обставляют так чтобы ребенку было интересно заглянуть.

- Повтори ЧТО ЭТО
- Что это?
- Это самолет (достают открывают самолет, дают поиграть)

переходят к другому предмету
- Повтори Что это?
- Что это?
- Это монетка (достают монету)

далее еще несколько раз. На последнем уже не говорят "повтори" а ждут что ребенок сам уже понял что для того чтобы открыть предмет надо задать вопрос.

Ворпос ГДЕ отрабатыется так же через игру.

- Повтори "Где самолет"
- Где самолет
- Он под коробкой
Ребенок бежит заглядывает под коробку.

И так с другими игрушками. Игра состоит в том что ребенок повторяет вопрос (он же ключевое слово) и получает нужное. Местоуказание его игрушки. Можно использовать не игрушки а какие то предметы интересные ребенку. Вспомогательное слово повтори постепенно убирается, чтобы ребенок уже без напоминаний его сам задавал

Для выполнения этих заданий требуется конечно определенный урвень подготовки. Во первых реакция на педагога "делать то что говорят" во вторых понимание простых инструкций
Мальта
Долгожитель форума

Всего сообщений: 255
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
12 авг. 2015
Все это крайне необходимо закреплять потом в быту. Я намеренно прятала его игрушки, чтобы она начал их искать.
- Повтори "где мишка?"
- Где мишка
- Он под диваном

(пошел искать под диваном, нашел, рад) Закрепили.
И тд
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
Мальта, как похоже у нас с Вами было с вопросами. И разделение речевых команд тоже было - интересно. Про то, что нужно закреплять в быту - согласна полностью. Тоже постоянно все тренируем и закрепляем.
neznakomka
Опытный участник

Всего сообщений: 52
Рейтинг пользователя: 0



Дата регистрации на форуме:
15 сен. 2016
Анжела, спасибо большое за предоставленную информацию! если будет еще чем поделиться, Вы уж не забудьте)))
вчера в первый раз прочитала - подумала, что ни за что не разберусь, а сегодня потихоньку вникла, буду применять. Как раз вопросам и разнообразным просьбам сына учу
anzhela
Почетный участник

Откуда: США
Всего сообщений: 229
Рейтинг пользователя: 1



Дата регистрации на форуме:
11 июня 2016
neznakomka, пожалуйста! Рада, если наш опыт будет Вам полезен.
<<Назад  Вперед>>Печать
Пожертвовать на содержание форума
Форум ребёнок-инвалид »   Форум родителей детей с аутизмом »   Аутизм в нашем обществе »   Развитие речи
RSS
 

 



IntB Green2 Style © Fisana